Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 сентября 2008 г. N Ф04-6005/2008(12805-А45-29)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирское речное пароходство" (далее по тексту общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным требования N 1089 от 26.12.2007 межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области г. Новосибирск (далее по тексту инспекция) в части обязания предоставить копии ведомостей на получение сумм по рациону питания членов экипажей; платежных поручений; журналов проводок 70, 51 за период с 01.04.2006 по 31.10.2007; журнала проводок 70, 50 за период с 01.04.2006 по 31.10.2007; индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога (далее по тексту ЕСН), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на всех работников плавсостава, получивших денежную компенсацию взамен рациона питания; журнала-ордера по счету 68.1 (налог на доходы физических лиц) за период с 01.04.2006 по 31.10.2007 (ежемесячно); выписки из судовых журналов с 01.05.2006 на суда РТ 764, РТ 787, РТ 740, РТ 627, РТ 664, РТ 677, РТ 742, ОТ 2125, ОТ 2402, теплоход Шукшин, теплоход П.Яворовский, БТ 305, плотовод 692, плотовод 2402.
Заявленные требования мотивированы тем, что требования инспекции сформулированы некорректно, что не позволяет его исполнить, документы, запрашиваемые налоговым органом, переданы ему в оригиналах.
Решением от 20.03.2008 Арбитражного суда Новосибирской области (судья В.Н. Ю.) требования общества удовлетворены. Признавая в оспариваемой части требование N 1089 от 26.12.2007 недействительным, арбитражный суд исходил из того, что налоговый орган злоупотребляет правом, требуя документы в копии, а также те которые в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" не являются первичными документами бухгалтерского учета.
Постановлением от 16.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что апелляционным судом нарушены нормы процессуального права, судом не были исследованы и не дана оценка представленным обществом доказательствам, выводы суда не основаны на обстоятельствах дела.
Отзыв на кассационную жалобу от инспекции не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки, инспекцией в адрес общества было направлено требование N 1089 от 26.12.2007 о представлении документов.
Считая, что требование N 1089 от 26.12.2007 в части представления копии ведомостей на получение сумм по рациону питания членов экипажей; платежных поручений; журналов проводок 70, 51 за период с 01.04.2006 по 31.10.2007; журнала проводок 70, 50 за период с 01.04.2006 по 31.10.2007; индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на всех работников плавсостава, получивших денежную компенсацию взамен рациона питания; журнала-ордера по счету 68.1 (налог на доходы физических лиц) за период с 01.04.2006 по 31.10.2007 (ежемесячно); выписки из судовых журналов с 01.05.2006 на суда РТ 764, РТ 787, РТ 740, РТ 627, РТ 664, РТ 677, РТ 742, ОТ 2125, ОТ 2402, теплоход Шукшин, теплоход П.Яворовский, БТ 305, плотовод 692, плотовод 2402, не соответствует налоговому законодательству, общество обжаловало его в этой части в арбитражный суд.
Отменяя решение арбитражного суда, и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, апелляционный суд исходил из того, что в соответствии с налоговым законодательством, инспекция вправе затребовать, а налогоплательщик обязан представить необходимые для проведения выездной налоговой проверки документы, перечень которых не ограничен.
Кассационная инстанция, оставляя постановление без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации, которые представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки общества у него были запрошены копии документов, необходимых для ее проведения.
В Письме Минфина России от 04.12.07 г. N 03-02-07/1-468 указано, что налоговые органы в целях контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика данные налогового и бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Налоговое законодательство не содержит положений, ограничивающих право инспекции на истребование документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, в том числе и не относящихся к налоговой или бухгалтерской отчетности.
Арбитражный апелляционный суд, при принятии постановления, правильно применил нормы права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы общества, изложенные в жалобе, не опровергают выводов апелляционного суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 16.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу А45-2228/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
По мнению налогоплательщика, налоговый орган при проведении налоговой проверки незаконно истребует документы, поскольку они в соответствии с бухгалтерским и налоговым законодательством не являются первичными документами бухгалтерского и налогового учета.
Суд указал, что при проведении налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст.?3 НК РФ.
Исходя из положений установленных НК РФ, налоговый орган вправе затребовать, а налогоплательщик обязан представить необходимые для проведения налоговой проверки документы, перечень которых не ограничен.
Кроме того, в Письме Минфина РФ от 04.12.07?s. N?3-02-07/1-468 сказано, что налоговые органы в целях контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему РФ вправе истребовать у налогоплательщика данные налогового и бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетность.
В налоговом законодательстве РФ отсутствуют основания позволяющие ограничить право налогового органа на истребование документов, необходимых для проведения налоговой проверки, в том числе и не относящихся к налоговой или бухгалтерской отчетности.
Учитывая изложенное, доводы налогоплательщика о неправомерном истребовании у него налоговым органом документов, не являющихся первичными документами бухгалтерской либо налоговой отчетности, признаны необоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 г. N Ф04-6005/2008(12805-А45-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании