Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 октября 2008 г. N Ф04-6076/2008(12975-А81-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым", г. Надым, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Салехард, (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2008 N 40 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 29.05.2008, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального права, не соглашаясь с выводами судов о пропуске срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против доводов Управления и просит оставить без изменения обжалуемые решение и постановление.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 08.02.2008 Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества за невыполнение пункта 3.1.2 лицензионного соглашения "Об условиях пользования Нерутинским участком недр на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Постановлением Управления от 28.04.2008 N 40 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На общество наложен штраф в размере 30 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленные Обществом требования, принял по существу правильное решение.
Согласно пункту 3.1.2 лицензионного соглашения "Об условиях пользования Нерутинским участком недр на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" Общество обязано приступить к проведению комплекса работ по поискам и оценке месторождений углеводородов на участке недр не позднее двух месяцев со дня регистрации лицензии и обеспечить выполнение минимальных ежегодных объемов работ: в 2003-2004 годах - сейсморазведка МОГТ 2D 870 погонных метров (далее - пог.м.); в 2004-2005 годах - создание модели, разработка проекта, строительство скважин; в 2004 - 2005 годах - начать бурение и пробурить 2 000 пог.м.; в 2006 году - построить 1 скважину и пробурить 3 000 пог.м.; в 2007 году - построить 1 скважину и пробурить 3 000 пог.м..
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что в 2005 - 2006 годах работы по бурению поисково-оценочных скважин на лицензионном участке не проводились. В 2007 году на Нерутинском участке недр начато бурение первой поисково-оценочной скважины N 1, пробурено 3 630 м., начато бурение поисково-оценочной скважины N 2, пробурено 3 201 м.. Проходка поисково-оценочного бурения оставила всего 6 831 м.. В 2007 году начаты подготовительные работы по строительству третьей поисково-оценочной скважины на Нерутинском участке недр N 5, где были проведены только работы по отсыпке площадки.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что в 2007 году Общество не обеспечило выполнение ежегодных объемов геологоразведочных работ, установленных пунктом 3.2.1 лицензионного соглашения от 28.01.2004 СЛХ 12162 и подлежащих выполнению в 2007 году.
Выводы Восьмого арбитражного апелляционного суда об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недр, т.е. является длящимся.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 9199/07.
На момент проведения проверки деятельность Общества прекращена не была, условие, содержащееся в пункте 3.2.1 лицензионного соглашения, не выполнено.
Следовательно, со дня обнаружения административного правонарушения начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности.
Материалами дела подтверждается, что производство об административном правонарушении возбуждено прокурором 08.02.2008.
Однако постановление о привлечении Общества к административной ответственности Управлением вынесено 28.04.2008, т.е. с нарушением срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление Управления о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным.
Доводам Управления о том, что к спорным правоотношениям должен применяться годичный срок давности, Восьмой арбитражный апелляционный суд дал надлежащую оценку с учетом положений глав 7 и 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу изложенного оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.05.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 по делу N А81-1788/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2008 г. N Ф04-6076/2008(12975-А81-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании