Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 октября 2008 г. N Ф04-6203/2008(13295-А03-41)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Завод алюминиевого литья" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Барнаула (далее - налоговый орган, Инспекция) от 19.07.2007 N 165 в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 2 982 958 рублей 63 копеек и восстановлении нарушенных прав путем обязания Инспекции возместить сумму налога.
Решением от 20.03.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 25.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебных актах не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление судебных инстанций в части удовлетворения требований Общества и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциями не дана оценка всем обстоятельствам дела.
Инспекция считает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно отклонили ходатайства о приобщении к делу дополнительных документов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 13.10.2008 до 10час. 00 мин.
Заслушав представителя Общества, поддержавших доводы, изложенные в отзыве на жалобу, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2006 года Инспекцией был составлен акт от 07.05.2007 N 597.
На основании акта, Инспекцией вынесено решение от 19.07.2007 N 165, в соответствии с которым Обществу отказано в возмещении НДС в размере 3 013 747 рублей и возмещено НДС в размере 1 272 153 рублей.
Частичное несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества с требованием в арбитражный суд.
Арбитражный суд, частично удовлетворив требования Общества, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом пункты 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость.
Признавая необоснованным отказ налогового органа в возмещении НДС по счетам-фактурам ООО "Грант" и ООО "Туксар", арбитражный суд указал, что налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств, собранных в рамках данной налоговой проверки и относящихся к спорному периоду, которые бы подтверждали выводы инспекции, указанные в качестве оснований для отказа в вычетах.
Арбитражный суд, отклоняя доводы налогового органа о том, что счета-фактуры, представленные Обществом для обоснования правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при приобретении продукции, содержат недостоверные сведения относительно фактического местонахождения поставщика сплавов алюминия, а также адресов складских помещений, с которых производилась отгрузка приобретенного товара и в силу статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для принятия предъявленных Обществом сумм налога к вычету или возмещению, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания выявленных нарушений и законности вынесенного ненормативного акта возлагается на налоговый орган.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в указанном выше постановлении от 12.10.2006 N 53, представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Согласно Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, в графах адрес продавца и покупателя, грузоотправителя указывается адрес в соответствии с учредительными документами.
Как установлено судом, указанные ООО "Туксар" и ООО "Грант" в счетах-фактурах сведения относительно юридического адреса являются достоверными, поскольку составлены без нарушения требований нормативных документов и содержат информацию, соответствующую информации, указанной в учредительных документах этих организаций, что не противоречит действующему налоговому законодательству. Следовательно, вывод налогового органа, о недостоверности и противоречивости данных, отраженных в спорных счетах-фактурах, не подтвержден доказательствами.
В решении Инспекции указано и материалами проверки подтверждается, что в счетах-фактурах ООО "Грант" указан адрес по месту его регистрации: г. Барнаул, ул. Молодежная, 172а, а производственная площадка им арендуется по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 248а. В отношении ООО "Туксар" также в счетах-фактурах указан адрес по месту его регистрации: г. Барнаул, ул. Воровского, 41, а производственная деятельность производилась по адресу: г. Барнаул, ул. Трактовая, 47.
Однако как установлено арбитражным судом, налоговому органу указанные адреса, где осуществлялся отпуск продукции были известны и ранее, при проведении камеральных проверок по декларациям предшествующих периодов. Адреса, по которым велся отпуск продукции, отражены в акте проверки и отзыве налогового органа. При этом, данные адреса сообщались налоговому органу Обществом до начала проверки.
При этом, в рамках встречных проверок наличие хозяйственных связей было подтверждено, контрагенты представляют налоговую отчетность и исчисляют НДС.
Арбитражным судом также признан недоказанным довод налогового органа о представлении Обществом недостоверных сведений относительно процесса производства.
Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, что согласуется с судебной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 9010/06, от 12.10.2006 N 53, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 366-ОП).
Отказ налогового органа в возмещении НДС по мотиву, что производство переплавки сплавов с ломом фактически обществом не производилось, поскольку производство становится в этом случае убыточным, также признан судом недоказанным.
Наличие убытков от деятельности, не может указывать на ее реальное неосуществление.
Вместе с тем, как усматривается из материалов налоговой проверки, вопрос о том, какие затраты экономически необходимы для производства сплавов АК5М2 в объеме указанном в ГТД инспекция не изучала, об экспертизе по данному делу не заявляла.
Как установлено судом, во время камеральной проверки налоговым органом не изучался вопрос о том, осуществлялся ли переплав лома вместе со сплавами в спорный период, пояснения Общества по этому поводу не запрашивались, таким образом, ссылка на экономическую нецелесообразность переплава не подтверждена доказательствами.
В связи с чем, выводы Инспекции о том, что налогоплательщиком не производилась переплавка алюминиевых сплавов марки АК5М2, приобретенных у ООО "Грант" и ООО "Туксар", не нашли подтверждения в материалах дела.
При этом, оспаривая процесс производства Общества, Инспекция не оспаривает факт отгрузки на экспорт сплавов алюминия.
Кроме того, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что Инспекцией, при проведении проверки, нарушены существенные условия процедуры принятия решения на основании требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и признается налоговым органом факт не извещения налогоплательщика о месте, времени и дате рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия оспариваемого решения.
Доводы Инспекции относительно указанных обстоятельств не состоятельны, поскольку не соответствуют с положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Следовательно, обязанность по доказыванию факта недобросовестности и представлению соответствующих доказательств возлагаются на налоговый орган.
В данном случае, при условии неопровержения факта вывоза сплавов за таможенную территорию Российской Федерации, представления налогоплательщиком полного пакета документов, предусмотренного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации для обоснованности подтверждения налоговой ставки 0 процентов, реального получения валютной выручки, оплаты НДС поставщикам в составе цены товара и представления в налоговый орган по требованию документов, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации Общество имеет право на возмещение НДС по операциям, облагаемым налоговой ставкой 0 процентов.
Доводы кассационной жалобы фактически заявлены без учета выводов судов относительно обстоятельств по данному делу, которым судами в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 названного Кодекса не имеет.
Таким образом, судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, приняты законные и обоснованные судебные акты.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.03.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10560/07-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2008 г. N Ф04-6203/2008(13295-А03-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании