Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 октября 2008 г. N Ф04-6074/2008(12972-А46-32)
(извлечение)
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (далее по тексту - ТУ ФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (далее по тексту - ТУ ФБН) о признании частично недействительным представления N 52-03-15/91 от 23.01.2008.
Определением от 09.06.2008 Арбитражного суда Омской области производство по делу N А46-9629/2008 по заявлению ТУ ФАУФИ прекращено по мотиву, что оспариваемый документ не является нормативным правовым актом.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области просит отменить определение и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФБН по доводам, изложенным в жалобе возражает, считает их необоснованными, указывает, что представление подлежит обязательному рассмотрению, но не имеет властно-распорядительного характера, что выводы суда являются обоснованными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои доводы, изложенные в жалобе.
В судебном заседании 21.10.2008 объявлялся перерыв до 8 часов 45 минут 28.10.2008 года. После перерыва судебное заседание продолжено, заявитель представил доказательства о его переименовании в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой проверки заявителя на предмет целевого использования в период с 04.10.2007 по 20.12.2007 за 2006, 2007 годы бюджетных средств, должностными лицами ТУ ФБН установлен ряд нарушений бюджетного законодательства.
По данному факту составлен акт проверки N 03-12/355 от 20.12.2007, в связи с чем заявителю направлено представление N 52-03-15/91 от 23.01.2008, которым ему предложено рассмотреть данное представление и принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства, о результатах рассмотрения указанного представления проинформировать ТУ ФБН не позднее 30 дней со дня получения представления.
Заявитель оспорил названное представление в части пунктов 2, 3 в арбитражном суде, полагая постановление принятым с превышением полномочий, некомпетентными лицами, с ошибочным указанием сумм, использованных ТУ ФБН, по мнению заявителя, с нарушением и не подтвержденных документально.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемое представление не подпадает под признаки ненормативного правового акта, прекратил производство по делу на основании части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по мотиву неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Суд кассационной инстанции, оставляя определение суда первой инстанции в силе, исходит из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом арбитражный суд первой инстанции учел, что под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, который может нарушать гражданские права и охраняемые законом интересы конкретного лица.
Независимо от наименования оспариваемого по настоящему делу акта, по субъектному составу и характеру спорного правоотношения в соответствии с параграфом 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации его рассмотрение подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Оставляя определение суда без изменения, суд кассационной инстанции исходит из того обстоятельства, что в данном деле оспариваемое представление носит информационный характер, поскольку не содержит никаких властно-распорядительных указаний, то есть по своему содержанию и форме не отвечает требованиям ненормативного правового акта.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда об отсутствии в оспариваемом акте признаков ненормативного акта, поскольку представление само по себе является обязывающим актом об устранении выявленных ТУ ФБН в пределах его полномочий нарушений.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 09.06.2008 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9629/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 октября 2008 г. N Ф04-6074/2008(12972-А46-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании