Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 октября 2008 г. N Ф04-6516/2008(14701-А03-43)
(извлечение)
Частное образовательное учреждение "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" (далее по тексту - ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Алтайскому краевому Законодательному Собранию о признании незаконным бездействия по толкованию Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 54-ЗС "Об образовании в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 28.12.2004 N 65-ЗС "О краевом бюджете на 2005 год", Закона Алтайского края от 24.12.2005 N 130-ЗС "О краевом бюджете на 2006 год", Закона Алтайского края от 27.12.2006 N 141-ЗС "О краевом бюджете на 2007 год" и обязании Алтайского краевого Законодательного Собрания вынести постановление о толковании вышеназванных законов согласно поданного в данный законодательный орган ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования"" заявления.
По мнению заявителя, оспариваемое бездействие Алтайского краевого Законодательного Собрания, выразившееся в ответе на обращение ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" в виде письма от 02.04.2008 N 996/01-05, не соответствует пункту 3 статьи 73 Устава Алтайского края, статьям 1, 10, 41 Закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, полагая, что толкование ненормативных правовых актов осуществляется правотворческими органами в виде постановлений.
Решением от 24.06.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 12.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требования ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" отказано.
Полагая, что принятые по делу судебные акты являются незаконными, ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" обжаловало данные судебные акты.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Свои доводы заявитель мотивировал не применением судебными инстанциями норм материального права, подлежащих применению и нарушением норм процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания Алтайским краевым Законодательным Собранием не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и принятия нового судебного акта, о чем заявитель просит в кассационной жалобе, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования"" обратилось в Алтайское краевое Законодательное Собрание с заявлением, в котором просило дать толкование Законов Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", "О краевом бюджете на 2005 год", "О краевом бюджете на 2006 год", "О краевом бюджете на 2007 год" в связи с отсутствием однозначного толкования порядка финансирования негосударственного образовательного учреждения, что является препятствием для осуществления предпринимательской деятельности заявителем.
При этом ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования"" ссылается на неоднозначное толкование данного вопроса органами местного самоуправления, которое изложено в протоколе совещания под председательством главы администрации г. Барнаула от 02.03.2005.
Кроме того, заявитель указывает, что в результате неоднозначного толкования финансирования негосударственных образовательных учреждений, вытекающих из Закона Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае" и Законов Алтайского края "О краевом бюджете на 2005, 2006, 2007 годы" у ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования"" образовалась задолженность по заработной плате работникам данного образовательного учреждения в размере 3968427,89 руб., что вынудило учредителя приостановить экономическую деятельность учреждения.
Письмом за подписью председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.04.200 N 996/01-05 ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" дан ответ, в котором указано на то, что основания для толкования указанных законов отсутствуют.
Кроме того, в письме Алтайского краевого Законодательного Собрания даны разъяснения по существу поставленных заявителем вопросов.
Не согласившись с изложенным в письме ответом Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.04.200 N 996/01-05, ЧОУ "Школа Евстафьева (полного) общего образования" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" требований, арбитражный суд исходил из того, что нормативы финансирования устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации только для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, то есть для государственных образовательных учреждений Алтайского края и для муниципальных образовательных учреждений на цели расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Для негосударственных образовательных учреждений, в том числе ЧОУ "Школа Евстафьева", органы государственной власти Алтайского края нормативы финансирования не устанавливают, а соответственно каких-либо нормативных правовых актов по данному вопросу органами государственной власти края не принималось.
Арбитражный суд также пришел к выводу о том, что с учетом доводов ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования", изложенных в заявлении о принятии Алтайским краевым Законодательным Собранием постановления по их официальному толкованию указанных законов не требуется, а принятие постановления об отказе в толковании данных правовых актов не предусмотрено.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону иному нормативному правовому акту и нарушает их права законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным бездействия заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) бездействия закону или иному правовому акту и нарушения этим бездействием прав и законных интересов юридического лица.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание дает толкование Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края, постановлений, принятых Алтайским краевым Законодательным Собранием.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 40 Закона Алтайского края от 09.11.2006 N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" толкование нормативных правовых актов - это деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, в процессе их применения.
Исходя из положений вышеуказанных пунктов статьи 40 Закона Алтайского края от 09.11.2006 N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" следует, что толкование нормативных правовых актов Алтайского края производится в случае обнаружения неясностей в их содержании, неправильной или противоречивой практики их применения.
Арбитражным судом установлено, что заявителем не указано каких-либо неточностей, вызывающих неоднозначное понимание Законов Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", "О краевом бюджете на 2005 год", "О краевом бюджете на 2006 год", "О краевом бюджете на 2007 год".
Кроме того, арбитражный суд указал на то, что в заявлении ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" отсутствуют данные о противоречиях, возникающих в практике применения вышеуказанных законов.
Арбитражным судом дан анализ заявления ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования", адресованного Алтайскому краевому Законодательному Собранию, из содержания которого следует, что заявителем были поставлены вопросы, касающиеся бюджетного финансирования данного учреждения, как негосударственного образовательного учреждения.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 Об образовании" нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 часть 1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что нормативы финансирования устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации только для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, то есть для государственных образовательных учреждений Алтайского края и для муниципальных образовательных учреждений на цели расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
Для негосударственных образовательных учреждений, в том числе ЧОУ Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования", органы государственной власти Алтайского края нормативы финансирования не устанавливают, соответственно, каких-либо нормативных правовых актов по данному вопросу органами государственной власти края не принималось.
С учетом заявленных ЧОУ Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" требований и установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" требований о толковании Алтайским краевым Законодательным Собранием Закона Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае". Законы Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год", "О краевом бюджете на 2006 год", "О краевом бюджете на 2007 год".
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, правильном применении норм материального права, нарушений процессуального законодательства арбитражными судами при рассмотрении данного арбитражного дела не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе заявителем доводы направлены на переоценку установленных судебной инстанцией обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
В связи с тем, что заявителю кассационной жалобы предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, с частного общеобразовательного учреждения "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" подлежат взысканию в доход федерального бюджета судебные расходы по уплате госпошлины в размере 1000 руб. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит выдать суду первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.06.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 12.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3505/2008-36(07АП-4338/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с частного образовательного учреждения "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 октября 2008 г. N Ф04-6516/2008(14701-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании