Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 ноября 2008 г. N Ф04-1870/2008(15119-А67-16)
(извлечение)
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Томской области (далее - Управление) обратилось с заявлением о признании незаконным действия управления Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) по Томской области, выразившегося в отказе в государственной регистрации прекращения права оперативного управления Государственной организации "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 95.
В обоснование заявления сослалось на то, что решением Арбитражного суда Томской области от 28.06.2006 по делу N А67-746/06 признано незаконным распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом администрации Томской области N 266 от 03.06.1998 о передаче спорного здания в оперативное управление Государственной организации "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" (правопредшественника ОГУ "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры"). Отказ в государственной регистрации прекращения права оперативного управления заявитель считает не соответствующим статье 209, пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 16, 17, 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушающим имущественные права Российской Федерации, как собственника спорного здания.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено областное государственное учреждение "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры".
Решением от 27.06.2007 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 11.12.2007 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, иск удовлетворен.
Судебные акты мотивированы тем, что заявитель представил доказательства того, что он является правообладателем на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 95, и имеет право обращаться в регистрирующий орган с заявлением о прекращении права оперативного управления на спорное здание.
В кассационной жалобе ОГУ "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Томской области является лишь обладателем права собственности, но ни обладателем права оперативного управления. Судом не принято во внимание, что право оперативного управления заявителя возникло на основании действующего закона. Поскольку передача здания осуществлена с согласия собственника, осуществляющего функции и по управлению федеральным имуществом, выводы суда противоречат статье 48 ОГЗ, статье 22 Закона "Об охране памятников _", действующих в момент передачи объекта культурного наследия. Передача здания-памятника в оперативное управление иному лицу, помимо Центра, возможна лишь из казны Российской Федерации. Здание не было истребовано собственником у ОГУ ни добровольно, ни в судебном порядке. Фактически это здание находится на балансе ОГУ, которое продолжает нести расходы по его содержанию как законный владелец и пользователь.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно по материалам дела и установлено судом, 17.09.2001 управлением Росрегистрации по Томской области зарегистрировано право собственности Российской Федерации на объект недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 95, площадью 1693,5 кв.м.
23.08.2002 управлением Росрегистрации по Томской области зарегистрировано право оперативного управления на данный объект недвижимости за Государственной организацией "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры", о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за N 70-01/4п-50/2002-428 от 23.08.2002. Основанием для государственной регистрации данного права явилось распоряжение комитета по управлению государственным имуществом администрации Томской области N 266 от 03.06.98.
В дальнейшем, считая передачу имущества незаконной, Управление оспорило запись в ЕГРП N 70-01/4п-50/2002-428 от 23.08.2002 в арбитражном суде.
Судебными актами по делу N А67-746/06 в удовлетворении требования Управления отказано по причине пропуска заявителем процессуального срока для обращения с заявлением в суд. В решении суд сослался на издание распоряжения N 266 от 03.06.98 о передаче Центру по охране и использованию памятников истории и культуры Комитета по культуре и кинофикации Томской области в оперативное управление спорного здания и внесение соответствующей записи в ЕГРП с нарушением действующего законодательства.
Руководствуясь судебными актами по вышеуказанному делу, 04.12.2006 Управление издало распоряжение N 706 "Об отмене распоряжения комитета по управлению государственным имуществом администрации Томской области N 266 от 03.06.98", а также о внесении соответствующих изменений в реестр федерального имущества и обеспечении государственной регистрации прекращения права оперативного управления ОГУ "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Территориальное управление обратилось 19.01.2007 в Управление Росрегистрации по Томской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права оперативного управления Центра по охране и использованию памятников истории и культуры на нежилое здание по пр. Ленина, 95.
Сообщением от 20.03.2007 Управлением Росрегистрации по Томской области отказано в государственной регистрации прекращения права оперативного управления на здание по пр. Ленина, 95, в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлено заявление субъекта права оперативного управления - Государственной организации "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры Томской области".
По мнению Управления, ОГУ "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" не является правообладателем права на оперативное управление спорным зданием. Право оперативного управления на указанный объект может быть прекращено только по заявлению Территориального управления, являющегося собственником недвижимого имущества.
Считая отказ незаконным, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Основанием возникновения права оперативного управления ОГУ "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" на спорный объект недвижимости и внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи N 70-01/4п-50/2002-428 являлось распоряжение комитета по управлению государственным имуществом администрации Томской области N 266 от 03.06.98.
Между тем, решением Арбитражного суда Томской области по делу N А67-746/06 установлено, что распоряжение N 266 от 03.06.1998 не соответствует закону, запись в ЕГРП о праве оперативного управления также внесена с нарушением статей 17, 18, 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу, что ОГУ "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" не является правообладателем права оперативного управления на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 95.
Собственником спорного здания является Российская Федерация в лице Управления, которое вправе заявлять о прекращении записи о праве оперативного управления ОГУ "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры".
Таким образом, нет оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 15.04.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А67-2130/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 ноября 2008 г. N Ф04-1870/2008(15119-А67-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании