Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 октября 2008 г. N Ф04-6626/2008(15062-А45-42)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Ф.С.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.12.2007 N 2577 и о возврате налога на добавленную стоимость в размере 18 092 руб.
Решением от 03.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что предприниматель не предоставил документы, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов, по требованию налогового органа в ходе камеральной проверки. Не подтверждены выводы суда о наличии указанных документов у налогового органа. Нарушение сроков проведения камеральной проверки не является безусловным основанием для признания недействительным решения налогового органа. Предприниматель не обращался с требованием о возврате налога.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации предпринимателя Ф.С.А. по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 года налоговым органом вынесено решение от 29.12.2007 N 2577, согласно которому предпринимателю доначислен налог на добавленную стоимость в размере 107 714 руб. и соответствующие ему пени в размере 15 220, 42 руб.; предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 21 542, 8 руб.
Решение налогового органа мотивированно тем, что предпринимателем не представлены по требованию налогового органа от 20.09.2007 первичные бухгалтерские документы, подтверждающие правомерность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Арбитражным судом признано недействительным оспариваемое решение налогового органа в связи обоснованностью первичными бухгалтерскими документами правомерности применения предпринимателем вычетов по налогу на добавленную стоимость, наличием у налогового органа указанных документов на дату проведения камеральной налоговой проверки декларации.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ), налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Арбитражным судом установлено, что предпринимателем представлена налоговому органу 08.08.2006 уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 года. Согласно указанной налоговой декларации предпринимателем применен вычет по налогу на добавленную стоимость. С учетом суммы подлежащего уплате налога, предпринимателем заявлен к возмещению по декларации за 3 квартал 2005 года налог на добавленную стоимость в размере 18 092 руб.
Предпринимателем была представлена налоговому органу 29.05.2006 первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 года. По требованию налогового органа N 3108 от 26.07.2006 предпринимателем были представлены 26.07.2006 налоговому органу документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (счета - фактуры, книги покупок и продаж, договоры, накладные, документы по оплате). На дату представления предпринимателем уточненной налоговой декларации - 08.08.2006, документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, находились у налогового органа.
На основании установленных по делу обстоятельств, арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что в период проведения камеральной проверки декларации предпринимателя по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 года, первичные бухгалтерские документы, подтверждающие право предпринимателя на применение налогового вычета, находились у налогового органа. В связи с чем, доводы налогового органа о невыполнении предпринимателем требования о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налогового вычета, не могут являться основанием для начисления недоимки, штрафа, пени и отказа в возмещении налога.
Арбитражным судом исследованы в ходе судебного разбирательства документы, подтверждающие правомерность применения предпринимателем налогового вычета, на основании которых сделан вывод о его правомерном применении предпринимателем.
Доводы кассационной жалобы о направлении предпринимателю требования о предоставлении документов, после истечения срока камеральной налоговой проверки - 20.09.2007, при вышеуказанных обстоятельствах дела не могут являться основанием для отмены судебного акта, так как в течение установленного законом срока проведения камеральной налоговой проверки у налогового органа находились все необходимые для проверки документы. В ходе судебного разбирательства налоговым органом не представлено суду уважительных причин нарушения срока проведения камеральной налоговой проверки, не представлено доказательств возврата предпринимателю документов до получения уточненной налоговой декларации.
На основании норм статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражным судом правомерно признано недействительным оспариваемое решение налогового органа и налоговый орган обязан возвратить из бюджета предпринимателю налог на добавленную стоимость.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии заявления предпринимателя о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость не соответствуют материалам дела. В ходе судебного разбирательства предпринимателем представлены копии заявлений в налоговый орган о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 года и копии отказа в возврате, которые приобщены к материалам дела.
Доводы кассационной жалобы в целом направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела. Представленные в материалы дела доказательства исследованы судом в полном объеме, нарушений норм процессуального права при исследовании доказательств судом не допущено. Арбитражным судом правильно применены нормы материального права. Оснований для отмены судебного акта не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на налоговый орган, оплачены при подаче жалобы.
При подаче кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску излишне уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 1 000 рублей по платежному поручению N 923 от 13.10.2008. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из бюджета налоговому органу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 03.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5055/2008-61/125 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 рублей из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2008 г. N Ф04-6626/2008(15062-А45-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании