Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 ноября 2008 г. N Ф04-6934/2008(15806-А75-12)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2008 года.
Открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Нягань" (далее - ОАО "Югорская ТЭК - Нягань") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным постановления от 18.03.2008 судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Нягани Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Ю.О.Р. о взыскании исполнительского сбора.
Заявленное требование мотивировано тем, что должник не получал постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств, вследствие чего не имел возможности исполнить исполнительные документы добровольно.
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Решением от 09.04.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявления ОАО "Югорская ТЭК - Нягань" отказано за необоснованностью требований.
Постановлением от 26.06.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено по безусловному основанию, третьим лицом привлечён взыскатель - департамент имущественных отношений администрации г. Нягани (далее - департамент) и дело назначено к рассмотрению по правилам первой инстанции.
Постановлением от 31.07.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда требование ОАО "Югорская ТЭК - Нягань" удовлетворено, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя признано незаконным.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку не исследовались документы, подтверждающие направление должнику постановлений о возбуждении исполнительного производства, которые содержали предложение должнику о добровольном исполнении исполнительных документов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Югорская ТЭК - Нягань", ссылаясь на несостоятельность её доводов, просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Судебный пристав-исполнитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Ю.О.Р., департамент, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "Югорская ТЭК - Нягань" возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя ОАО "Югорская ТЭК - Нягань", изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Согласно материалам дела судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Нягани Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Ю.О.Р. на основании исполнительных листов Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2006 N 75-10999, от 22.01.2007 N 75-8162, от 12.11.2007 N 75-5167, от 03.12.2007 N 75-5148 и от 17.12..2007 N 75-5166 о взыскании с ОАО "Югорская ТЭК - Нягань" в пользу департамента 7803232 руб. 63 коп. задолженности были возбуждены исполнительные производства (постановления от 22 августа, 13, 21 декабря 2007 года и от 21 января 2008 года).
Одновременно судебный пристав-исполнитель предложил должнику добровольно исполнить исполнительные листы в пятидневный срок.
Затем исполнительные производства были объединены в сводное исполнительное производство N С-3 (постановление от 19.02.2008).
Поскольку в установленный срок вышеперечисленные исполнительные листы ОАО "Югорская ТЭК - Нягань" не исполнило, то судебный пристав-исполнитель Ю.О.Р. вынес постановление от 18.03.2008 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7%, что составляет 643078 руб.
В связи с заявлением взыскателя о возврате ему исполнительных документов судебный пристав-исполнитель Ю.О.Р. окончил исполнительное производство (постановление от 18.03.2008).
Постановлением от 08.04.2008 судебный пристав-исполнитель Ю.О.Р. внёс изменение в постановление от 16.03.2008 о взыскании с должника исполнительского сбора, указав, что с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в сумме 546226 руб. 28 коп.
ОАО "Югорская ТЭК - Нягань", считая незаконным постановление от 18.03.2008 судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При удовлетворении заявления суд апелляционной инстанции исходил из то, что коль скоро постановления о возбуждении исполнительных производств судебным приставом-исполнителем не направлялись ОАО "Югорская ТЭК - Нягань" и соответственно должнику не предоставлялось время для их добровольного исполнения, то оснований для взыскания исполнительского сбора с должника не имеется.
Кроме того, суд посчитал, что в связи с объединением исполнительных производств в сводное исполнительное производство судебный пристав-исполнитель также должен был предоставить должнику срок для добровольного исполнения исполнительных документов.
Вместе с тем данный судебный акт принят по неисследованным материалам дела и при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 настоящего Федерального закона.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
Частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве от 02.10.2007) предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу статьи 34 Закона об исполнительном производстве от 02.10.2007 объединение исполнительных производств само по себе не является основанием для взыскания с должника исполнительского сбора.
Поэтому в постановлении об объединении исполнительных производств судебный пристав-исполнитель не обязан предоставлять должнику время для добровольного исполнения исполнительных документов, тем более, если срок для добровольного исполнения уже предоставлялся.
Следовательно, отсутствие указаний в постановлении об объединении исполнительных производств на добровольное исполнение исполнительных документов не может быть положено в основу для признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В то же время в нарушение статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у сторон не затребованы и не исследованы необходимые для правильного рассмотрения дела документы, в том числе свидетельствующие или опровергающие факт получения должником постановлений о возбуждении исполнительных производств.
При таких обстоятельствах и с учётом отмены решения суда первой инстанции по безусловным основаниям постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить, предоставлял ли судебный пристав-исполнитель должнику срок для добровольного исполнения упомянутых исполнительных документов, получало ли ОАО "Югорская ТЭК - Нягань" постановления о возбуждении исполнительных производств, и с учётом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 31.07.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1908/2008 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2008 г. N Ф04-6934/2008(15806-А75-12)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании