Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 ноября 2008 г. N Ф04-6057/2008(12929-А03-27)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Фул Хауз" (далее по тексту ООО "Фул-Хауз", Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 29.08.2007 N 4081685 о привлечении к налоговой ответственности по статье 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Решением от 12.02.2008 Арбитражного суда Алтайского края заявление удовлетворено.
Постановлением от 25.04.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить принятые по делу решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
По мнению Инспекции, Закон Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" (далее - Закон N 56-ЗС) не входит в систему законодательства о налогах и сборах, но порождает последствия в сфере налогообложения, поскольку этот закон запрещает использование игровых автоматов, являющихся объектами налогообложения.
Налоговый орган считает, что Общество было правомерно привлечено к налоговой ответственности по статье 129.2 НК РФ, так как им не были исполнены требования пункта 3 статьи 366 НК РФ, пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244) и статья 1 Закона N 56-ЗС.
Таки образом, Инспекция полагает, что ООО "Фул Хауз" не выполнило требования о регистрации изменения объектов налогообложения - игровых автоматов, вследствие их выбытия в силу требований Закона N 56-ЗС.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция своим решением от 29.08.2007 N 4081685 привлекла ООО "Фул Хауз" к налоговой ответственности за нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов по пункту 1 статьи 129.2 НК РФ в виде штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик имеет лицензию N 005127, выданную Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком действия с 02.08.2004 до 02.08.2009 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
Общество состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска Новосибирской области.
В связи с осуществлением игорного бизнеса на территории Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края игровые автоматы зарегистрировало в инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула.
С 01.07.2007 на территории Алтайского края вступил в законную силу Закон от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр".
Согласно статье 1 этого Закона на территории Алтайского края запрещается деятельность по проведению и организации азартных игр, за исключением деятельности по организации и проведению азартных игр в казино с использованием игровых столов, в букмекерских конторах и тотализаторах.
По мнению Инспекции, в связи с тем, что Общество не менее чем за два дня до вступления Закона N 56-ЗС в действие не обратилось в Инспекцию с заявлением о снятии с учета игровых автоматов, запрещенных к использованию при проведении азартных игр на территории Алтайского края, оно подлежит ответственности по статье 129.2 НК РФ
Данное обстоятельство явилось основанием для принятия налоговым органом решения от 29.08.2007 N 4081685 о привлечении Общества к налоговой ответственности по части 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушения порядка регистрации изменений количества игровых автоматов.
Удовлетворяя требование заявителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях ООО "Фул Хауз" состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что указанный вывод основан на правильном применении норм материального права.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Закон Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" не относятся к законодательству о налогах и сборах, и не возлагают на плательщиков налога на игорный бизнес обязанности по снятию с учета игровых автоматов, в связи с ограничением игорной деятельности с использованием игровых автоматов на территории Алтайского края.
В силу пункта 3 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Из текста данной нормы следует, что обязанность зарегистрировать в налоговом органе изменения количества объектов налогообложения возникает только тогда, когда такие изменения происходят по инициативе налогоплательщика.
Следовательно, не обращение с заявлением о снятии с учета игровых автоматов в связи с прекращением деятельности по их использованию в силу Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" не влечет ответственности по статье 129.2 НК РФ.
Данная правовая позиция, изложена в постановлении от 28.10.2008 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А03-10798/2007-14.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.02.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.04.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12876/07-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ нарушение порядка регистрации игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа.
По мнению налогового органа, в связи с вступлением в законную силу закона субъекта РФ, в соответствии с которым налогоплательщик обязан прекратить свою деятельность по организации и проведению азартных игр, налогоплательщик был обязан снять игровые автоматы с учета в налоговом органе. Поскольку он это не сделал, он должен заплатить штраф.
По мнению суда, позиция налогового органа не основана на нормах налогового законодательства.
Суд установил, что на территории соответствующего субъекта РФ вступил в силу закон, в соответствии с положениями которого налогоплательщик обязан прекратить свою деятельность по организации и проведению азартных игр. Но ни вышеуказанный закон субъекта РФ, ни Федеральный закон от 29.12.2006 N 44-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" не относятся к законодательству о налогах и сборах и не возлагают на плательщиков налога на игорный бизнес обязанности по снятию с учета игровых автоматов.
По мнению суда, обязанность зарегистрировать в налоговом органе изменение количества объектов налогообложения возникает только тогда, когда такие изменения происходят по инициативе налогоплательщика, а не в силу закона субъекта РФ. Такой же вывод сделан в постановлении ВАС РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. N Ф04-6057/2008(12929-А03-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании