Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 ноября 2008 г. N Ф04-7175/2008(16302-А45-19)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СоликсМастер" (далее - ООО ТД "СоликсМастер") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 04.06.2008 N 17-14/135 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.07.2008 заявленные ООО ТД "СоликсМастер" требования удовлетворены.
Постановлением от 11.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления ООО ТД "СоликсМастер" отказано.
В кассационной жалобе ООО ТД "СоликсМастер", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов этой судебной инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение Арбитражного суда Новосибирской области.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами Седьмого арбитражного апелляционного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при проведении 27.05.2008 проверки соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) инспекция установила, что ООО ТД "СоликсМастер" осуществляются наличные денежные расчеты с использованием контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в этом налоговом органе.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 28.05.2008 N 17-14/135 и приложенных к нему документов упомянутым налоговым органом вынесено постановление от 04.06.2008 N17-14/135 о привлечении ООО ТД "СоликсМастер" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО ТД "СоликсМастер" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области.
Удовлетворяя требование ООО ТД "СоликсМастер" о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 04.06.2008 N 17-14/135, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих обязанность названного общества произвести перерегистрацию контрольно-кассовой техники в связи со сменой места его нахождения.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что на момент проверки ООО ТД "СоликсМастер" состояло на учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска без регистрации в указанном налоговом органе используемой в своей деятельности контрольно - кассовой техники.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из содержания статей 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ следует, что контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. При этом индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок исполнения предусмотренной статьёй 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ обязанности зарегистрировать контрольно-кассовую технику в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика был определен как приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, действовавшим в период постановки ООО ТД "СоликсМастер" на учёт в инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска, так и Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, действовавшим в период обнаружения инспекцией правонарушения и рассмотрения дела в арбитражном суде.
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в постановлении от 31.07.2003 N 16, под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в том числе использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах.
Поскольку факт применения контрольно-кассовой техники, не зарегистрированной в налоговом органе по месту учета, допущен ООО ТД "СоликсМастер" в результате ненадлежащего исполнения организационно-распорядительных функций и непринятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил, за нарушение которых статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 11.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7967/2008-46/182 (07АП-5093/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2008 г. N Ф04-7175/2008(16302-А45-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании