Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 ноября 2008 г. N Ф04-6517/2008(14702-А03-29)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Алтэкс Бизнес Групп" (далее по тексту общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Барнаула (далее по тексту инспекция) в части непринятия решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес с 01.02.2005 по 30.09.2005 в сумме 1338750 руб.
Решением от 29.05.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что судами неполно выяснены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от общества к моменту судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представитель просил оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество 02.08.2007 направило в инспекцию заявление о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.02.2005 по 30.09.2005 в сумме 1338750 руб.
В последующем обществом также были представлены уточненные налоговые декларации за данный период, по которым инспекцией приняты решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности и доначислении налога на игорный бизнес.
В установленный законом срок, какого-либо решения об отказе либо удовлетворении заявления общества о возврате излишне уплаченного налога, инспекцией не принималось, что и послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражные суды исходили из того, что материалами дела подтверждается факт излишне уплаченного налога, так как на основании статьи 9 Закона Российской Федерации N 88-ФЗ от 14.06.1995 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 88-ФЗ), общество должно было уплачивать налог по ставке 1250 руб. за игровой автомат, фактически же им был уплачен налог по ставке 5000 руб. за игровой автомат.
Кассационная инстанция, на основании доводов, содержащихся в жалобе, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 7 статьи 78 Кодекса определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Арбитражным судом установлено, что по истечении установленного налоговым законодательством срока, инспекцией по заявлению общества о возврате излишне уплаченного налога, решение принято не было.
Кассационной инстанцией не принимается во внимание довод инспекции, изложенный в жалобе, об отказе обществу в возврате налога на игорный бизнес ввиду отсутствия переплаты, изложенном в письме от 09.08.2007 N 16-20/20237, так как данное письмо не было представлено в арбитражный суд и не исследовалось в ходе судебного заседания.
Согласно статье 365 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в определенных подпунктом 2 пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации пределах.
Законом Алтайского края N 54-СЗ от 08.10.1998 "О ставках налога на игорный бизнес" установлена ставка налога за один игровой автомат в размере 12,5 минимальных размеров оплаты труда.
Абзацем вторым части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с момента регистрации общества со 02.10.2001 на него распространяется ставка налога, установленная во время его регистрации.
В постановлении Президиума от 17.07.2007 N 3597/07 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет деятельности субъекта малого предпринимательства гарантирована положениями статьи 9 Закона N 88-ФЗ с момента государственной регистрации, а не регистрации объектов налогообложения.
Арбитражными судами установлено и не опровергнуто инспекцией, что в период с 01.02.2005 по 30.09.2005 обществом налог уплачивался по ставке 5000 руб. за один игровой автомат, тогда как ставка налога в момент регистрации составляла 1250 руб., следовательно, образовалась излишне уплаченная сумма налога из-за разницы в размерах ставок.
Доводы инспекции, изложенные в жалобе, по существу повторяют доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не опровергают выводов судов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.05.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу А03-410/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 ноября 2008 г. N Ф04-6517/2008(14702-А03-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании