Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 ноября 2008 г. N Ф04-7252/2008(16482-А46-23)
(извлечение)
Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - ГУП "Омсктрансмаш", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 21.07.2008 N 22219 о взыскании налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке в сумме 206 909 рублей.
Решением от 12.09.2008 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и вынести новое решение, ссылаясь на то, что выводы арбитражных судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Инспекция заявляет, что в нарушении статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не дана мотивация нарушения каких гражданский прав и законных интересов заявителя нарушил налоговый орган, и в чем это выражено. Кроме того, судом не дана оценка, чьи права могли быт нарушены, принятием инспекцией оспариваемого решения, права заявителя или права кредиторов, и могли бы они быть нарушены, если налоговый орган не принимал действий принудительного порядка.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ГУП "Омсктрансмаш" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.01.1992 за номером N 37200894 Ленинским райсоветом г. Омска, о чем 06.01.2003 в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении предприятию основного государственного регистрационного номера 1035509000471 (свидетельство серия 55 N 000747179).
Решением от 29.04.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N К/Э-1555/02 ГУП "Омсктрансмаш" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган в адрес предприятия было выставлено требование N 72377 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 03.07.2008, которым организации было предложено в срок до 13.07.2008 уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в общей сумме 206 909 рубля.
В связи с неисполнением в установленный срок указанного требования налоговым органом было вынесено решение от 21.07.2008 N 22219 о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банке в сумме 206 909 рублей.
Несогласие ГУП "Омсктрансмаш" с решением Инспекции явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В соответствии со статьей 142 Закона о банкротстве расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства осуществляются конкурсным управляющим в порядке очередности, определенной статьями 134-138 названного Закона и реестром требований кредиторов.
В силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося имущества должника после удовлетворения требований кредиторов, о которых заявлено в срок и включенных в реестр требований кредиторов.
Данный порядок относится и к требованиям налогового органа, касающихся задолженности по уплате налогов, пени и штрафных санкций, поскольку бюджет в лице налогового органа является одним из кредиторов. Обращение налогового органа с требованиями к ГУП "Омсктрансмаш", в отношении которого открыто конкурсное производство, в ином порядке, чем установлено Законом о банкротстве недопустимо, поскольку может привести к нарушению установленной законом очередности удовлетворения требований кредиторов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решение от 21.07.2008 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках было вынесено налоговым органам после признания заявителя банкротом (29.04.2005) и открытия в отношении него конкурсного производства.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда, что вопрос о взыскании с ГУП "Омсктрансмаш" налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, так как взыскание налоговым органом задолженности в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные законодательством о банкротстве.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в принятом по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию с инспекции в доход федерального бюджета в размере 1 500 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдается судом первой инстанции, рассматривающим спор по существу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Согласно определению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-7252/2008(16482-А46-23) об исправлении описки в настоящем постановлении слова "Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска в доход федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственную пошлину за кассационное обжалование" читаются как "Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска в доход федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей государственную пошлину за кассационное обжалование".
решение от 12.09.2008 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16798/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска в доход федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственную пошлину за кассационное обжалование.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2008 г. N Ф04-7252/2008(16482-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании