Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 ноября 2008 г. N Ф04-7328/2008(16672-А70-37)
(извлечение)
Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной службы N 14 по Тюменской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документ юридического лица от 04.06.2008 N 9318 и об обязании произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Заявленные требования мотивированы отсутствием законных оснований для отказа в регистрации.
Решением от 05.08.2008 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе указывает, что представленные Департаментом документы для регистрации соответствуют требованиям пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), поскольку текст изменений в полном объеме содержится в распоряжении N 177-рг от 22.05.2008, поэтому полагает, что данная норма не содержит требований относительно оформления отдельными документами решения и вносимых им изменений.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить состоявшееся по делу решение без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает оспариваемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Департамент 28.05.2008 обратился в налоговый орган с заявлением по форме N 13001 о внесении изменений в учредительные документы юридического лица с приложением распоряжения Главы Администрации города Тюмени N 177-рг от 22.05.2008 о внесении изменений в распоряжение главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 N 317-рг и квитанции об уплате государственной пошлины (л.д. 8-10).
Налоговый орган решением от 04.06.2008 N 9138А со ссылкой на подпункт "в" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ отказал Департаменту в государственной регистрации изменений в связи с тем, что среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствуют изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (л.д. 7).
Несогласие с указанным решение налогового органа послужило основанием Департаменту для обращения в арбитражный суд с заявлением об его обжаловании.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Перечень необходимых документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, содержится в пункте 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации одним из оснований отказа в государственной регистрации является непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Суд, отказывая в удовлетворении требований заявителя, установил, что им не соблюден установленный законодательством порядок для внесения изменений в учредительные документы, а именно не представлен документа вносимого изменения.
При этом арбитражный суд не принял в качестве доказательства вносимых изменений распоряжение от 22.05.2008 N 177-рг, в тексте которого перечислены изменения в Положение:
- в пункте 1.1. Приложения 1 к распоряжению слова "структурным подразделением Администрации города Тюмени" заменить словами "функциональным органом Администрации города Тюмени";
- по всему тексту Приложения 1 к распоряжению слова "структурным подразделениям" заменит словами "отраслевые (функциональные) и территориальные органы" в соответствующих падежах.
Суд кассационной инстанции не находит соответствующим обстоятельствам дела вывод арбитражного суда о непредставлении заявителем в налоговый орган изменений, поскольку он не соответствует представленному в виде доказательства распоряжению, содержащему в тексте сами изменения.
На основании пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ следует согласиться с заявителем, что исходя из толкования указанных выше норм права и представленных доказательств, довод налогового органа о том, что решение и вносимые им изменения должны оформляться отдельными документами, не основан на нормах действующего законодательства.
Таким образом, в нарушение статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал правомерности принятого им решения.
Суд кассационной инстанции считает, что Департаментом представлены все документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с чем решение налогового органа от 04.06.2008 N 9318А не соответствует положениям Закона N 129-ФЗ, нарушает права и законные интересы Департамента.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции, отменяя судебный акт, считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции возлагает на Инспекцию обязанность произвести государственную регистрацию изменений.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 рублей, уплаченная Департаментом, в том числе 2 000 рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и 1 000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, подлежит взысканию с Инспекции.
Исполнительный лист в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.08.2008 Арбитражного суда Тюменской области по делу по делу N А70-4024/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области от 04.06.2008 N 9318А об отказе в государственной регистрации изменений.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области произвести государственную регистрацию изменений.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области в пользу Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени государственную пошлину в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2008 г. N Ф04-7328/2008(16672-А70-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании