Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 декабря 2008 г. N Ф04-7708/2008(17439-А45-27)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Ростэк-Новосибирск" (далее по тексту ЗАО "Ростэк -Новосибирск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Новосибирской таможне о признании недействительным требования от 13.09.2007 N 376 об уплате таможенных платежей и признании незаконным решения от 17.10.2007 N 100 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Определением от 12.03.2008 Арбитражного суда Новосибирской области года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Сибирское таможенное управление.
Решением от 23.05.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены. Удовлетворяя требование Общества, Арбитражный суд Новосибирской области исходил из того, что представленные ЗАО "Ростэк - Новосибирск" при таможенном оформлении документы подтверждают заявленную в ГТД дату выпуска седельного тягача и содержат сведения, которые в соответствии с действующим законодательством необходимы для определения классификационного кода товара, в связи, с чем у Новосибирской таможни отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу таможенных платежей.
В кассационных жалобах Новосибирская таможня и Сибирское таможенное управление, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, просят отменить принятые по делу решение и постановление.
Таможенные органы полагают, что выводы арбитражных судов о том, что моментом выпуска транспортного средства в целях его классификации в соответствии с ТН ВЭД является не дата его фактического изготовления, а дата, указанная в определенных источниках информации, а также о том, что в основу определения даты выпуска транспортного средства должен быть положен эксплуатационный критерий, являются неправомерными. Поскольку, противоречат положениям раздела XVII "Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование" Основных правил интерпретации ТН ВЭД, приведенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718.
Также указывают, что оценка источников информации при принятии решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД таможенным органом не нарушена. Полученные таможенным органом документально подтвержденные данные, указывают на то, что на момент подачи ГТД N 10609030/140507/0003150 с момента выпуска седельного тягача IVECO AS440S43T/Р, VINN WJMM1VSK004253473 прошло более 5 (пяти) лет.
В судебном заседании представитель таможенных органов поддержала доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, оснований для отмены, обжалуемых судебных актов не усматривает.
Как видно из материалов дела, 08.05.2007 таможенным брокером ЗАО "Ростэк - Новосибирск" на Новосибирский таможенный пост Новосибирской таможни подана грузовая таможенная декларация N 10609030/080507/0003027 для оформления в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" товара - седельного тягача марки "ИВЕКО", бывшего в употреблении, 2002 года выпуска,VIN: WJMM1VSK004253473.
Указанный товар классифицирован Обществом в товарной подсубпозиции 8701 20 901 7 ТН ВЭД, которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости и в соответствии с заявленным таможенным режимом выпущен в свободное обращение 08.05.2007.
По результатам проведения таможенного контроля в порядке статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) Новосибирской таможней вынесено решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 12.09.2007 N 10609000-24-35/66, согласно которому седельный тягач марки "ИВЕКО" классифицирован в товарной подсубпозиции 8701 20 901 3, которой соответствует ставка таможенной пошлины в размере 2,2 евро за 1 куб. см. объема двигателя.
Изменение кода ТН ВЭД повлекло увеличение подлежащих уплате таможенных платежей.
Неисполнение Обществом указанного Требования таможенного органа о доплате таможенных платежей Общество не исполнило, что, послужило основанием для принятия решения от 17.10.2007 N 100 о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с банковских счетов Общества.
Не согласившись с требованием и решением Новосибирской таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, пришли к выводу о правомерном определении Обществом ТН ВЭД ввозимого товара.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из установленных судами обстоятельств дела и правильности применения норм права.
Пунктами 1 и 3 статьи 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
При этом согласно статьям 39, 40, 127, 144 ТК РФ лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.05.1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе", ТК РФ, ТН ВЭД ввезенный Обществом седельный тягач относится к группе 87, товарной позиции 8701 20 901 7 прочие, за ввоз, которого уплачивается ввозная таможенная пошлина в размере 15% от таможенной стоимости транспортного средства.
Таможенная пошлина в размере, соответствующем указанной товарной позиции Обществом уплачена.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (части 2, 4 статьи 71 АПК РФ).
Согласно пункту 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, приведенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.
Согласно разделу XVII ТН ВЭД России бывшие в эксплуатации седельные тягачи подразделены на две категории, с момента выпуска которых прошло более пяти лет (классификационный код N 8701 20 901 3) и прочие седельные тягачи (классификационный код N 8701 20 901 7).
Для каждой из названных категорий седельных тягачей установлены соответствующие ставки ввозной таможенной пошлины: 2, 2 евро за 1 куб. см. объема двигателя тягача - для тягачей, с момента выпуска которых прошло более пяти лет, 15% таможенной стоимости тягача - для прочих седельных тягачей.
Согласно примечаниям к группе 87 ТН ВЭД России "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного и трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности" при отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год исчисляется с 1 июля года изготовления.
В соответствии с распоряжением ФТС РФ от 20.12.2006 N 459-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров" моментом выпуска товара считается дата его изготовления, которая указана на транспортном средстве и в сопроводительных документах.
При отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в его идентификационном номере, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления транспортного средства.
Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и в сопроводительных документах, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа на момент таможенного оформления транспортного средства, позволяющая определить дату изготовления.
Из представленных в дело документов следует, что при определении даты выпуска седельного тягача Общество использовало информацию, указанную в его техническом паспорте N 02СН 68646, согласно которому датой первого допуска седельного тягача в обращение является 13.09.2002 года. Какие-либо основания считать эти сведения недостоверными у Общества отсутствовали.
Доводы таможенных органов о том, что Общество неправильно определило код транспортного средства для исчисления таможенной пошлины, и, что транспортное средство относится к коду 8701 20 901 3 (седельные тягачи, с момента выпуска которых прошло более 5 лет), являются несостоятельными.
Как следует из содержания перечисленных выше нормативных документов, классифицирующим признаком для определения товарной позиции является не момент изготовления товара, а момент его выпуска.
Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и в сопроводительных документах, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа на момент таможенного оформления транспортного средства, позволяющая определить дату изготовления.
Судами установлено, что на идентификационном номере седельного тягача информации о дате изготовления не содержится.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод арбитражных судов о том, что под датой выпуска транспортного средства понимается не дата его фактического производства, спуск с конвейера, выпуск с завода, а дата, указанная в определенных источниках информации. Такими источниками информации являются сопроводительные документы, в частности, паспорта транспортных средств, выданные в стране происхождения транспортного средства.
Законодательством установлены как источники информации, содержащие сведения о дате (моменте) выпуска транспортного средства, так и последовательность их применения.
Из анализа приведенных нормативных положений следует, что юридическое значение придается последовательной оценке данных: сначала оцениваются данные сопроводительных документов, затем - данные кода изготовления, указанного в идентификационном номере транспортного средства, и лишь затем - иная информация, включая пояснения представителей завода-изготовителя. Более того, документальное подтверждение даты изготовления транспортного средства имеет приоритетное значение для решения вопроса о годе его выпуска. Установление года выпуска по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, либо с использованием иной достоверной информации, допустимо лишь при наличии неустранимых пороков в сопроводительных документах. В то же время документальная база, которой располагает импортер транспортного средства (в части указаний на момент его выпуска) содержит данные не о дате фактического производства транспортного средства, а о начале его эксплуатации (дата введения в эксплуатацию, дата первой регистрации транспортного средства).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 года N 830 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" общим классификационным критерием для всех товаров, относящихся к группе 8 701 20 90, является наличие эксплуатационного износа, (в графе "Наименование позиции" указано "бывшие в эксплуатации"). Названное указание отражает определенную таможенную политику государства, стремление оградить внутренний рынок Российской Федерации (в интересах не только российского производителя, но и российского потребителя) от продукции, эксплуатационные показатели которой свидетельствуют о высокой вероятности неблагоприятных экологических последствий. В связи с этим именно эксплуатационный критерий ("выпуск в эксплуатацию", начало эксплуатации транспортного средства) представляется юридически значимым с учетом системного толкования нормативных положений.
Такой способ определения даты выпуска транспортного средства - с использованием публичной информации, доступной участникам таможенных правоотношений, соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 ТК РФ о точном и понятном формулировании нормативных положений в области таможенного дела с тем, чтобы каждое лицо знало свои права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Информация о дате производства транспортного средства, указанная в письмах заводов-изготовителей, согласно принципу последовательности применения документов, содержащих сведения о дате выпуска транспортного средства, может быть учтена лишь при невозможности использования иных источников информации (товарораспорядительных документов, идентификационного номера (VIN) транспортного средства).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что декларант добросовестно исполнил свою обязанность по декларированию транспортных средств (в том числе указания года выпуска), поскольку дата выпуска транспортного средства следует из представленных сопроводительных документов, а именно, из данных технического паспорта транспортного средства, имеющегося в распоряжении Общества.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.05.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делуN А45-1390/2008-49/84 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Новосибирской таможне излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.
Выдать с правку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2008 г. N Ф04-7708/2008(17439-А45-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании