Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 декабря 2008 г. N Ф04-7494/2008(16931-А70-6)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Р.Л.П., г. Сургут, (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению администрации города Тюмени "Комитет по рекламе" (далее - Комитет) о признании незаконным решения от 19.02.2008 N212; в части несоответствия заявлений на установку рекламных конструкций внешнему архитектурному облику, сложившейся застройки городского округа и требованиям нормативных актов по безопасности движения; об обязании Комитета согласовать с уполномоченными органами заявления Предпринимателя на установку рекламных конструкций в количестве 85 штук и выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Решением арбитражного суда от 30.07.2008 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований. Арбитражный суд исходил из того, что отказ Комитета от заключения с Предпринимателем договоров на установку и эксплуатацию статичных рекламных конструкций формата 3 х 6 м на улицах города Тюмени, изложенный в письме от 19.0.2008 N 212, является обоснованным.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права. Предприниматель указывает, что Комитет не осуществил согласование документации с соответствующими органами. По мнению Предпринимателя, арбитражный суд принял решение по неполно выясненным обстоятельствам дела, с применением положений незаконного нормативного правового акта - Концепции рекламно-информационного и праздничного оформления города Тюмени, утвержденной решением Тюменской городской Думы от 27.09.2007 N 645.
До начала судебного заседания Предприниматель обратилась с ходатайством о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить без изменения решение арбитражного суда.
В судебном заседании представитель Комитета просила оставить без удовлетворения кассационную жалобу Предпринимателя.
Арбитражный суд кассационной инстанции 02.12.2008 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 8 часов 45 минут 09.12.2008.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, считает, что принятое по делу решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Предприниматель обратилась в Комитет с письмом от 01.02.1008 N 018 от 01.02.2008, содержащим просьбу заключить договоры аренды земельных участков для установки рекламных конструкций размером 3 х 6 м согласно прилагаемым схемам размещения рекламных конструкций на испрашиваемых земельных участках или дать согласие на установку рекламных конструкций, а также выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций согласно прилагаемым схемам их размещения. К письму Предприниматель приложила 85 заявлений на установку средств наружной рекламы, 85 ситуационных схем размещения рекламных конструкций и эскиз рекламной конструкции.
Комитет письмом от 19.02.2008 N 212 сообщил Предпринимателю об отказе в заключении новых договоров на установку и эксплуатацию статичных рекламных конструкций формата 3 х 6 м на улицах города Тюмени, ссылаясь на то, что представленные Предпринимателем заявки на установку 85 статичных рекламных установок формата 3 х 6 не соответствуют внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа и требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
Предприниматель, не согласившись с данным отказом, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, отказав Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, допустил нарушения норм процессуального права.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица, надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Следовательно, по настоящему делу с учетом предмета заявленных требований обязанность доказывания возлагается на Комитет.
Порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдача разрешений и отказ в выдаче разрешений, установлены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Часть 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принятия органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в выдаче разрешения, в том числе в случае нарушения требований нормативных актов безопасности движения транспорта (подпункт 3 пункта 15 статьи 19 настоящего Федерального закона). При этом решение об отказе должно быть мотивировано.
Из части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" следует, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Порядок получения разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Тюмени регулируется Временным регламентом работы администрации города Тюмени по реализации Федерального закона "О рекламе", утвержденным распоряжением главы города Тюмени от 29.12.2006 N 262-рг (далее - Временный регламент).
Из абзаца 2 подпункта "б" пункта 2.2 Временного регламента следует, если рекламная конструкция устанавливается на земельном участке, здании, сооружении или ином объекте, являющемся муниципальной собственностью или переданном в ведение органам местного самоуправления, муниципальным организациям, согласие собственника на установку рекламной конструкции оформляется договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемым в утвержденном администрацией города Тюмени порядке.
Порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Тюмени регулируется Положением о заключении и исполнении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности города Тюмени, утвержденным Постановлением администрации города Тюмени от 28.12.2006 N34-пк (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения оформление договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их заключение с владельцами рекламной конструкции осуществляет Комитет.
Из пункта 2.5 Положения следует, что заявления о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не позднее пяти дней со дня их регистрации направляются Комитетом на рассмотрение Координационного совета по рекламе и внешнему оформлению города, который по окончании их рассмотрения принимает одно из следующих решений:
а) о возможности заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании заявления владельца рекламной конструкции;
б) о невозможности заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании заявления владельца рекламной конструкции ввиду наличия оснований, предусмотренных подпунктами "б" - "з" пункта 2.7 настоящего Положения;
в) о возможности заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции путем проведения конкурса.
В соответствии с пунктом 2.6 Положения по итогам рассмотрения заявления о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и прилагаемых к нему документов и в соответствии с принятым Координационным советом решением, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Положения, Комитет либо заключает договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, либо отказывает в его заключении по основаниям, определенным в пункте 2.7 настоящего Положения. В последнем случае Комитет письменно уведомляет владельца рекламной конструкции об отказе в заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с указанием причин отказа.
Следовательно, обязательным условием для заключения Комитетом договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо для отказа от заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции служит решение Координационного совета по рекламе и внешнему оформлению города, принятое в соответствии с разделом 2 Положения.
Арбитражный суд не исследовал вопрос о том, направлял ли Комитет 85 заявлений Предпринимателя о заключении договоров на рассмотрение Координационного совета по рекламе и внешнему оформлению города. Без исследования данного вопроса нельзя однозначно сделать вывод о правомерном отказе Комитетом в заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Кроме того, из письма Предпринимателя от 01.02.2008 N 018 следует, что Предприниматель просила Комитет выдать разрешения на установку и эксплуатацию 85 рекламных конструкций (т. 1 л.д. 10).
В соответствии с пунктом 3.8 Временного регламента после получения необходимых согласований в течение трех рабочих дней Комитет направляет заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, проект и паспорт рекламной конструкции на рассмотрение Координационного совета по рекламе и внешнему оформлению города, который принимает протокольное решение о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции или об отказе в выдаче разрешения.
Согласно пункту 3.9 Временного регламента на основании принятых Координационным советом по рекламе и внешнему оформлению города решений Комитет в течение трех рабочих дней осуществляет подготовку разрешений на установку рекламной конструкции или решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и направляет их на подписание заместителю главы администрации города Тюмени, курирующему вопросы деятельности администрации города Тюмени в сфере производства, размещения и распространения рекламы на территории города.
Из части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" следует, что решение об отказе в выдаче разрешения принимает орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Арбитражный суд не исследовал вопрос о соблюдении Комитетом указанных выше норм при получении заявлений Предпринимателя о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций.
С учетом уточненных требований Предпринимателя одним из них является требование об обязании Комитета согласовать с уполномоченными органами его заявления (т. 2 л.д. 42).
При рассмотрении спора арбитражному суду необходимо было исследовать вопросы о правовом положении Комитета, по всем ли требованиям Предпринимателя Комитет является надлежащим заинтересованным лицом.
На основании изложенного, решение арбитражного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо дать оценку заявленным требованиям Предпринимателя с учетом норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.07.2008 по делу N А70-2347/25-2008 отменить, направить дело на новое рассмотрение в этот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2008 г. N Ф04-7494/2008(16931-А70-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании