Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 декабря 2008 г. N Ф04-7690/2008(17327-А46-23)
(извлечение)
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа от 24.01.2008 N 103/2007-850 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, а также об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на данный объект.
Решением от 24.07.2008 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.09.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Департамента удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
Управление заявляет, что Департаментом не представлены правоустанавливающие документы на спорное имущество, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации данных объектов.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что Департамент 31.07.2007 обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилые помещения, номера на поэтажном плане 11П (1-9), общей площадью 98,30 кв.м, находящиеся на первом этаже жилого дома и пристройки, литера А, А2, расположенных по адресу: г. Омск, проспект Маркса, дом 45.
Решением, изложенном в письме от 24.01.2008 N 103/2007-850, Управление отказало Департаменту в государственной регистрации права собственности на вышеуказанную недвижимость.
Полагая, что решение Управления, изложенное в письме от 24.01.2008 N 103/2007-850, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, то в государственной регистрации может быть отказано.
Из содержания статей 13, 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следует, что документы, представляемые на государственную регистрацию должны подтверждать в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Департаментом представлена в Управление наряду с другими документами выписка из реестра муниципального имущества города Омска от 18.04.2008 на объект недвижимости - нежилые помещения, номера на поэтажном плане 11П (1-9), общей площадью 98,30 кв.м, находящиеся на первом этаже жилого дома и пристройки, литера А, А", расположенных по адресу: г. Омск, проспект Маркса, дом 45, с указанием основания передачи в муниципальную собственность (постановление главы администрации Омской области от 13.12.1993 N 447-п "О передаче в муниципальную собственность г. Омска объектов жилищного, нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящейся на балансе ПО "Полет").
Кроме того, право муниципальной собственности на спорный объект подтверждается имеющимися в материалах дела справкой Территориального управления Росимущества от 10.07.2008 N ТУ-3904 и справкой Министерства имущества Омской области от 24.06.2008 N 0401/4320.
В силу изложенного арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у Управления оснований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости - нежилые помещения.
Учитывая, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.07.2008 Арбитражного суда Омской области и постановление от 25.09.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10158/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2008 г. N Ф04-7690/2008(17327-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании