Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 декабря 2008 г. N Ф04-7744/2008(17545-А46-6)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Русь", г. Омск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области, г. Омск, (далее - Территориальное управление) от 07.08.2008 N 52-07-20/58 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 201 960 рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.09.2008 (судья С.Г.В.) Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Арбитражный суд исходил из того, что Обществом была проведена незаконная валютная операция по расчету с нерезидентом наличными денежными средствами.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит отменить состоявшееся по делу постановление и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права - пункта 9 статьи 1, части 2 статьи 14, статьей 19 и 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Территориальным управлением проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.11.2007 по 30.11.2007.
В ходе проверки Территориальным управлением установлено, что Общество согласно договору поставки продукции птицеводства от 07.11.2007 N 72 реализовано яйцо С1 в количестве 198 000 штук на сумму 237 600 рублей нерезиденту - гражданину Республики Казахстан индивидуальному предпринимателю З.С.П. (паспорт гражданина Республики Казахстан N 3682188 выдан 13.05.2003) по счету-фактуре от 12.11.2007 N 00029761 на сумму 237 600 рублей. Указанный товар вывезен с таможенной территории Российской Федерации в Республику Казахстан по грузовой таможенной декларации от 13.11.2007 N 10610050/131107/0015185. Оплата за товар произведена нерезидентом З.С.П. за наличный расчет, что подтверждается приходными кассовыми ордерами Общества от 13.11.2007 NN 18884, 18885, 18886.
По результатам проверки Территориальным управлением составлен протокол об административном правонарушении от 09.07.2008 N 52-06-20/58 и вынесено постановление от 07.08.2008 N 52-07-20/58 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 201 960 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением от 07.08.2008 N 52-07-20/58, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, отменив решение арбитражного суда первой инстанции и удовлетворив заявленные Обществом требования, принял законное и обоснованное решение.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Исходя из части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Из постановления о назначении административного наказания от 07.08.2008 следует, что Общество, приняв 13.11.2008 от нерезидента оплату за товар наличными денежными средствами, минуя уполномоченный банк, совершило незаконную валютную операцию.
В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальное управление не представило доказательства о правомерном привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании валютном контроле" приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования.
Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из пунктов 6, 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ следует, что иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации - резидентами.
В валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на реализацию товара на территории Российской Федерации иностранным гражданам, которые производят оплату за приобретенный товар за наличный расчет в валюте Российской Федерации.
Исходя из статьи 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Закона, которые были частично или полностью отменены (статьи 7 и 8 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ) на момент рассмотрения данного дела по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление и в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютного резерва, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что осуществленная Обществом валютная операция по реализации за наличный расчет столовых яиц на сумму 237 600 рублей З.С.П. не подпадает под эти исключения, в связи с чем является операцией, разрешенной валютным законодательством, так как порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены.
Поскольку валютная операция, совершаемая при покупке товара на территории Российской Федерации иностранным гражданам за наличный денежный расчет в валюте Российской Федерации, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение арбитражного суда первой инстанции и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы кассационной жалобы Территориального управления о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом исследования арбитражного суда апелляционной инстанции и им дана правильная оценка.
Арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены принятого по делу постановления отсутствуют
В остальной части постановление арбитражного суда апелляционной инстанции Территориальным управлением не обжалуется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 по делу N А46-17029/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. N Ф04-7744/2008(17545-А46-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании