Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 декабря 2008 г. N Ф04-6079/2008(12982-А81-8)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога (далее РЖД) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (далее Минфин РФ) о взыскании 3 145, 30 руб. убытков, связанных с реализацией ФЗ РФ "О государственной социальной помощи" в 2006 году.
Третьими лицами к участию в деле привлечены Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее Отделение ПФР), Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ГУ РО ФСС) и Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент по труду и соцзащите).
Исковые требования мотивированы статьями 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и Соглашением "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
По делу представлены отзывы.
УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании выданной Минфином РФ доверенности считало Российскую Федерацию ненадлежащим ответчиком по делу, указывая, что утвержденными Правительством РФ Правилами финансирования расходов на предоставлению гражданам социальной государственной помощи в виде набора социальных услуг (далее Правила финансирования расходов) определено, что финансирование таких расходов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ для реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В связи с этим ответчик полагал, что надлежащим ответчиком по делу является ФСС РФ.
Кроме того, ответчик считал недоказанной правомерность оказания истцом социальных услуг в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте по тем основаниям, что, как ответчику, так и арбитражному суду, не представлены номерной талон (реестр) на оформление проездного билета, который должен выдаваться соответствующим территориальным органом социальной защиты; не представлены сведения о документе, удостоверяющем личность и документе, подтверждающем право пользования льготой на бесплатный проезд ж.д. транспортом.
Отделение ПФР и ГУ РО ФСС (3-е лица) также оспаривали правомерность исковых требований по тем же основаниям, что и ответчик, и считали, что представленные истцом доказательства не позволяют определить место жительства и категорию льготы гражданина Г.П.П., которому истец предоставил в сентябре 2006 г. бесплатный проезд на ж.д. транспорте. Согласно данным регионального сегмента Федерального регистра Отделения ПФР среди получателей ежемесячной денежной выплаты на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Г.П.П. не значится. Полагали, что истцом при предоставлении льгот названному гражданину не соблюдены положения ФЗ N 178-ФЗ от 17.07.99. Кроме того, указывали, что в системе обязательного пенсионного страхования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Г.П.П. не зарегистрирован и ему не открывался индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Считали, что в нарушение ФЗ N 178-ФЗ пункта 7 Соглашения "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" истец не представил удостоверение и лист талонов на льготный проезд Г.П.П. Недоказанность названных обстоятельств считали основанием к отказу во взыскании заявленных убытков.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.02.2008 (судья А.В.Г.) в иске отказано в связи с недоказанностью.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 (судьи С.Т.П., Г.М.В., З.О.В.) решение отменено и исковые требования удовлетворены в заявленной сумме. Причиной отмены судебного решения апелляционный суд указал нарушение норм процессуального права, в результате которых суд первой инстанции лишил истца возможности представить необходимые для правильного разрешения данного дела доказательства.
В настоящей кассационной жалобе УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу от имени Минфина РФ оспаривает законность принятого арбитражным апелляционным судом решения (постановления), предлагает судебный акт отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель настаивает на своих доводах о том, что Минфин РФ не является надлежащим ответчиком по заявленному иску и полагает, что в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации органом, выступающим от имени Российской Федерации, в данном случае является Фонд социального страхования.
Указывает, что при вынесении оспариваемого постановления апелляционным судом не учтены статьи 6.4, 6.5 ФЗ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункт 4 "Порядка финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненным к ним категориям граждан" (далее Порядок) и пункт 7 Соглашения "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
В отзыве на кассационную жалобу РЖД считает необоснованными доводы ответчика и полагает, что арбитражным апелляционным судом принято правильное и мотивированное судебное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Законность постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 проверена Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа в соответствии с правилами статей 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы у кассационной инстанции не имеется, поскольку апелляционный суд надлежащим образом исследовал все обстоятельства дела и принял правильное и мотивированное судебное решение об удовлетворении исковых требований. При этом следует отметить, что названные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы и были предметом рассмотрения и правовой оценки со стороны Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Обратившись за взысканием с Российской Федерации убытков, РЖД ссылалось на подписанное 12.03.93 Правительствами Государств СНГ Соглашение "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее Соглашение), согласно которому инвалидам Великой Отечественной войны 1 и 2 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется один раз в год (туда и обратно) право бесплатного проезда по железной дороге на территории государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Этим же Соглашением транспортные организации обязывались обеспечивать названной категории граждан льготные условия обслуживания, независимо от места проживания граждан (п. 6). Основанием для приобретения льготного проездного билета в Соглашении указывались удостоверение личности и лист талонов на льготный проезд, которые должны предъявляться в железнодорожную кассу (п. 7).
Приказом Министерства путей сообщения РФ N 30 от 26.07.2002 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее Правила), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью АСУ "Экспресс", в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах; категории льготы; номере удостоверения; маршруте, по которому предоставлен льготный проезд; дате поездки; стоимости проезда и т.д. Пунктом 24 названных Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
В сентябре 2007 г. услуги по бесплатному проезду ж.д. транспортом РЖД оказало инвалиду Великой Отечественной войны 2-ой группы Г.П.П., что подтверждается купонами кассира АСУ "Экспресс" ЭЦ2012667 613763, ЭЦ2012667 613745, реестром оформленных АСУ "Экспресс" документов на проезд этого льготного пассажира и отрывным талоном от листа талонов, который был приложен к талону на оформление льготного проезда. То есть, в соответствии с требованиями Правил РЖД представило арбитражному суду талоны на право бесплатного проезда и купоны кассира о продаже железнодорожных билетов.
Представленные истцом документы свидетельствуют, что в сентябре - октябре 2007 года РЖД осуществила бесплатную перевозку льготника Г.П.П. по маршруту станция Северная - Москва Ярославская - Купянск узловой стоимостью 3 145, 30 руб. При этом место проживания пассажира-льготника не поставлено в зависимость от обязанности РЖД осуществить бесплатную перевозку по железнодорожному транспорту инвалида ВОВ 1 и 2 группы.
Статья 7 Закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что расходы, связанные с реализацией названного ФЗ, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
Аналогичные положения содержатся и в статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, где установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, груза, грузобагажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" является федеральный бюджет, государство не отменяло и не приостанавливало действие данного Соглашения.
В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Министерство финансов РФ является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, каковым является Соглашение "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
Названные обстоятельства позволили апелляционному суду отклонить ссылку Минфина РФ на ненадлежащего ответчика и указать, что, поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных Законом N 178-ФЗ, то в силу положений статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации требования РЖД подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, которую в данном деле представляет Минфин РФ.
Считать неправильными выводы Восьмого арбитражного апелляционного суда у кассационной инстанции оснований не имеется.
Что касается остальных доводов кассационной жалобы о неправильном применении апелляционным судом норм материального права, то они отклоняются по основаниям, названным в настоящем постановлении.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 по делу А81-4443/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2008 г. N Ф04-6079/2008(12982-А81-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании