Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 ноября 2008 г. N Ф04-7269/2008(16514-А03-32)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Нобитек" (далее по тексту - ООО "Компания "Нобитек", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2008 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Заявленные требования мотивированы отсутствием состава вменяемого административного правонарушения, поскольку Общество хранит наличные денежные средства на расчетном счете.
Решением от 05.06.2008 Арбитражного суда Алтайского, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Заявитель жалобы считает, что Общество имело свободные денежные средства и совершало операции с ними.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в период с 18.04.2008 по 21.04.2008 на основании поручений N 058-15 и N РПО-000020-15 от 18.04.2008 проведена проверка соблюдения ООО "Компания "Нобитек" полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
В ходе данной проверки выявлен факт отсутствия специально оборудованного помещения кассы для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств.
По факту нарушения пунктов 3 и 29 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации N 40 от 22.09.1993 (далее - Порядок ведения кассовых операций) должностными лицами административного органа составлены протокол N 058-15 от 18.04.2008 осмотра территории, помещений, документов, предметов, протокол об административном правонарушении от 24.04.2008 и 12.05.2008 принято постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что Инспекцией не представлено достаточных доказательств совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Пункт 1 Порядка ведения кассовых операций предусматривает, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу и вести кассовую книгу в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 23, 24 данного нормативного акта.
В силу пунктов 22, 23 Порядка ведения кассовых операций, все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. По общему правилу прием наличных денег на предприятии при осуществлении денежных расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Для своевременного и полного учета денежной наличности их оприходование должно производиться в соответствии с установленным порядком. Так, согласно пункту 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк (пункт 29 Порядка ведения кассовых операций).
Следовательно, выводы судов являются обоснованными, поскольку доказательств, подтверждающих выполнение названных требований к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций, Инспекцией не представлено.
Исследовав материалы дела, суды правомерно установили, что из кассовой книги за февраль-апрель месяцы 2008 года следует, что в кассе организации не было остатка наличных денежных средств.
Учитывая, что в силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия события, состава правонарушения, вины лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена на административный орган, суд, принимая судебный акт, законно удовлетворил требования заявителя.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.06.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11,08.2008 по делу N А03-5296/2008-17 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2008 г. N Ф04-7269/2008(16514-А03-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании