Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 декабря 2008 г. N Ф04-7945/2008(18147-А67-32)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Н. А.В. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 20-10 от 26.06.2008 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 2 000 руб.
Заявленные требования мотивированы отсутствием состава административного правонарушения, что актом санитарно-эпидемиологического обследования подтверждается отсутствие отходов в магазине, в котором осуществляет свою деятельность предприниматель.
Решением от 22.08.2008 Арбитражного суда Томской области (судья А.С.К.) требования предпринимателя удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 решение отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Н. А.В. просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, что выводы суда основаны на неправильной оценке установленных по делу фактических обстоятельств.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент по ее доводам возражает, просит постановление суда апелляционной инстанции по делу оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует: Департаментом в ходе проведения внеплановой проверки по вопросу соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что у предпринимателя, осуществляющего торгово-закупочную деятельность в помещении магазина "Галактика" по адресу: Томская область, г. Стрежевой, д. 53/1, отсутствуют разработанный и утвержденный проект норматив образования отходов и лимитов на их размещение, а также установленных лимитов на размещение отходов.
По результатам проверки Департаментом по данному факту составлены акт от 04.06.2008 N 20-04 и протокол N 20-09 от 17.06.2008 об административном правонарушении, на основании которых принято оспариваемое постановление от 26.06.2008 N 20-10 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 2 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения, отсутствия доказательств о наличии вины предпринимателя в его совершении.
Суд указал на отсутствие у предпринимателя деятельности, связанной с отходами производства и потребления.
Суд апелляционной инстанции, отменяя вышеуказанное решение, правильно установил, что в процессе деятельности предпринимателя образуются следующие виды отходов:
- отходы бумаги от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 187 103 00 01 00 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов);
- мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный (отходы тара в виде картонных ящиков) (код 912 005 00 01 00 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов);
- отходы (мусор) от уборки помещений оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 912 012 00 01 00 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов);
- прочие коммунальные отходы (код 990 000 00 00 00 0 по Федеральному классификационному каталогу отходов).
Факт образования отходов подтверждается актом проверки от 04.06.2008 и приложенными к нему фотоматериалами, представлением Прокуратуры г. Стрежевого от 21.05.2008 N 58-2008, письмом ООО "Транскомсервис" от 26.06.2008 N 135, заявлением предпринимателя в ООО "Транскомсервис" по вопросу заключения договора на вывоз отходов от 16.05.2008, письмом ООО "Транскомсервис" от 09.06.2008 N 249.
Статьей 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 и пункта 3 статьи 18 Закон N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их содержание".
Из содержания статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Требования, которые в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции правильно установил и материалами дела подтверждается, что факт осуществления заявителем деятельности в области обращения с отходами, а также о том, какие действия при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства производились предпринимателем с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований. На момент проверки предпринимателя у него не имелось проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также установленных лимитов на размещение отходов.
При этом, суд, оценив фактические обстоятельства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно признал сумму взыскиваемого штрафа соразмерной.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Департаментом доказано о наличии в бездействии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются ввиду того, что они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения спора по существу, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений судом норм материального или процессуального права по делу не допущено.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу N А67-3069/08 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Н. А.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 декабря 2008 г. N Ф04-7945/2008(18147-А67-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании