Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 декабря 2008 г. N Ф04-8011/2008(18351-А27-6)
(извлечение)
Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Новосибирск, (далее - Управление Ространснадзора) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Юрганефтесбыт", г. Юрга, (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда от 08.08.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2008, заявленное Управлением Ространснадзора требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление, прекратить производство по административному делу, ссылаясь на несоответствие выводов арбитражных судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судами норм материального права. Общество считает, что оно незаконно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Ространснадзора просит оставить без изменения судебные акты.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 22.05.2008 N 108-р Управлением Ространснадзора проведена комплексная проверка Общества по вопросам соблюдения требований законодательства, нормативных актов, регламентирующих осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В ходе проверки Управлением Ространснадзора установлен факт осуществления Обществом 17.06.2008 на железнодорожном пути общего пользования, принадлежащем Обществу на правах аренды, находящимся по адресу: г. Юрга, ул. Транспортная, д.2, погрузочно-разгрузочной деятельности по выгрузке железнодорожных цистерн с опасным грузом (бензин моторный) и вагонов (дизельное топливо) без лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
По результатам проверки Управлением Ространснадзора составлены акт проверки от 17.06.2008 N ОГ-20/08 и протокол об административном правонарушении от 17.06.2008 N 181/ЮЛ.
Управление Ространснадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд, удовлетворив заявление Управления Ространснадзора о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 40 000 рублей, принял обоснованные и законный судебный акт, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134, установлено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением "О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134 (далее по тексту - Положение).
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом осуществлялась деятельность по выгрузке железнодорожных цистерн и вагонов с опасным грузом (бензин моторный, дизельное топливо) для нужд собственного производства без наличия лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Поскольку Общество осуществляло указанные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте самостоятельно и не имело лицензии на данный вид деятельности, административный орган правомерно составил протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил отсутствие в материалах сведений о принятии Обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Ссылка Общества на наличие у него лицензии N 39-ЭВ-000951 (ХЖ) на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов арбитражным судом кассационной инстанции не принимается, поскольку, как следует из Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности.
Указанная лицензия не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношение к железнодорожным путям. При этом в силу пункта 2 Положения лицензирование данной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, а не Ростехнадзором.
Следовательно, административный орган в соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно провел проверку соблюдения Обществом действующего законодательства в сфере деятельности на железнодорожном транспорте и составил протокол об административном правонарушении.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и правомерно назначил ему административный штраф в размере 40 000 рублей.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов арбитражных судов. Оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2008 по делу N А27-6960/2008-5(07АП-5556/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2008 г. N Ф04-8011/2008(18351-А27-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании