Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 января 2009 г. N Ф04-7808/2008(17732-А03-23)
(извлечение)
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к открытому акционерному обществу "БарнаулПассажирТранс" (далее - ОАО "БарнаулПассажирТранс", Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 23.07.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 08.10.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в привлечении к административной ответственности отказано.
В кассационной жалобе Прокурор просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения ОАО "БарнаулПассажирТранс" требований, предусмотренных лицензией на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, составлен акт от 20.06.2008.
По результатам проверки Прокурор вынес постановление от 30.06.2008 N 03-08-08 о возбуждении в отношении ОАО "БарнаулПассажирТранс" дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения административного дела явилось отсутствие у водителя автобуса маршрута N 108 Г.В.Б. схемы движения маршрута.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований административного органа, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Из статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Пунктами 5.2.1 и 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, предусмотрена обязанность владельцев автобусов составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт, схему маршрута с указанием опасных участков, а также разрабатывать графики (расписание) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
На основании пункта 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
На момент проверки у водителя автобуса отсутствовала схема движения маршрута с указанием опасных участков, что свидетельствует о нарушении Обществом требований, установленных вышеназванными нормативными актами в области лицензирования данного вида деятельности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании рекомендаций, содержащихся в пунктах 17 и 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Установив малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Суд кассационной инстанции не переоценивает выводы судов обеих инстанций о том, что получение схемы движения маршрута перевозчиком является дополнительной мерой безопасности осуществления пассажирских перевозок и существенное влияние, в рассматриваемом случае, ее отсутствие в кабине у водителя на безопасность перевозки не оказало. Суды пришли к выводу о том, что совершенное административное деяние является малозначительным, так как своими действиями не создало угрозы охраняемым общественным интересам, не нарушило права и интересы потребителя.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций и отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.07.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 08.10.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-6985/2008-10(07АП-5671/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. N Ф04-7808/2008(17732-А03-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании