Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 января 2009 г. N Ф04-1/2009(19061-А45-37)
(извлечение)
Налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Омская строительная компания" (далее - ООО "Омская строительная компания", Общество), К.Л.Н. (далее - К.Л.Н.) о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "Омская строительная компания" от 09.11.2007 за государственным регистрационным N 207554307946 (л.д. 4, 55).
В качестве третьего лица для участия в деле привлечена Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС N 12).
Заявленные требования мотивированы представлением в регистрирующий орган недостоверных сведений, касающихся сведений о местонахождении общества, в нарушение требований статей 5, 8, 17 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) и пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах).
Решением от 30.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Основанием для принятия решения послужил вывод арбитражного суда о недоказанности представления недостоверных сведений на момент регистрации Общества и отсутствие правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений.
Постановлением от 15.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт о признании недействительным решения МИФНС N 12 от 09.11.2007 за N 207554307946 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Омская строительная компания".
В кассационной жалобе МИФНС N 12 просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что государственная регистрация, выразившаяся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) по данному решению, не может быть признана недействительной, поскольку при осуществлении действий по регистрации нарушений не допущено.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Из материалов дела усматривается, что 31.10.2007 участником общества К.Л.Н. принято решение N 2 о внесении изменений в Устав общества в связи с изменением места нахождения на адрес: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, 3 (л.д.10).
На основании заявления от 01.11.2007, поданного К.Л.Н. (л.д.14-16), 09.11.2007 осуществлена государственная регистрация, вносимых изменений в учредительные документы общества, в том числе относительно нового места нахождения общества.
Регистрационное дело направлено в ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска.
ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска произвела осмотр помещения, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, 3 и установила, что по данному адресу находится пятиэтажное административное здание, принадлежащее ЗАТО Торговый дом "ЭЛЕКТРОН" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.07.2000 серии АА-54 010597(л.д.27). Общество по указанному адресу торговых и офисных помещений не имеет, договоров аренды не заключало. Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования и справкой ЗАТО Торговый дом "ЭЛЕКТРОН" от 30.01.2008 (л.д. 26, 28).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что обществом был представлен необходимый пакет документов, предусмотренных статьей 17 Закона о регистрации, в связи с чем у регистрирующего отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления о государственной регистрации изменений.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, и установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащихся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Суд кассационной инстанции поддерживает позицию суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Статья 17 Закона о государственной регистрации содержит перечень документов, представляемых в регистрирующий орган юридическим лицом для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе которых подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Действительно, указанный выше закон не возлагает на регистрирующий орган обязанности по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, однако это не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Согласно статье 4 Закона о государственной регистрации ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, представляющим из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 указанного выше закона).
В соответствии со статьями 12, 14, 17 Закона о государственной регистрации при создании реорганизации или регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений. Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями этого закона является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17 25 Закона о государственной регистрации и статей 3, 13, 14 Закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
Суд апелляционной инстанции указывает, что зафиксированный в акте обследования от 30.01.2008 факт отсутствия ООО "Омская строительная компания" по указанному адресу является доказательством недостоверности сведений о местонахождении общества при государственной регистрации изменений, что подтверждает недостоверность сведений места нахождения юридического лица.
Суд кассационной инстанции, поддерживает данную позицию суда апелляционной инстанции.
Таким образом, внесенные изменения в сведения относительно места нахождения юридического лица произведены налоговым органом в нарушение действующего на тот период законодательства о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С учетом данных обстоятельств, суд кассационной инстанции отклоняет другие доводы кассационной жалобы, так как они не имеют существенного значения для данного спора. При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, а жалобу МИФНС N 12 не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А45-5723/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. N Ф04-1/2009(19061-А45-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании