Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 января 2009 г. N Ф04-115/2009(19389-А03-12)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2009 г.
Открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - ОАО "Алтайэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию "Коммунэнерго" (далее - МУП "Коммунэнерго") о взыскании 130651 руб. 92 коп. задолженности за поставленную в период с 01.11.2007 по 30.06.2008 электрическую энергию.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору энергоснабжения от 01.10.2004 N 4427.
Решением от 15.07.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 26.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объёме как обоснованные.
В поданной на принятые судебные акты кассационной жалобе МУП "Коммунэнерго" просит их изменить и отказать в удовлетворении требований в части взыскания 9474 руб. 76 коп. задолженности.
В обоснование жалобы заявитель сослался на неправильное определение истцом объёма поставленной энергии по нерегулируемым ценам и тарифам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайэнергосбыт", указывая на несостоятельность её доводов, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
МУП "Коммунэнерго" о времени и месте слушания дела извещено, однако в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "Алтайэнергосбыт" возразил против удовлетворения кассационной жалобы в связи с её необоснованностью.
Выслушав пояснения представителя истца, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Алтайэнерго" (энергоснабжающей организацией) и МУП "Коммунэнерго" (покупателем) был заключен договор энергоснабжения от 01.10.2004 N 4427, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставлять покупателю электрическую энергию в согласованном количестве, а покупатель - оплачивать её.
В соответствии с пунктом 5.1 договора расчёт за энергию производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В случае изменения тарифов на энергию изменённые тарифы принимаются для расчёта с момента их введения и дополнительно сторонами не согласовываются.
Все изменения в договор вносятся путём составления дополнительного соглашения в виде единого документа, подписанного двумя сторонами. При этом сторона, инициирующая внесение изменений, обязана сообщить об этом другой стороне не позднее чем за 10 дней.
Трёхсторонним соглашением от 01.10.2006 названная в договоре N 4427 энергоснабжающая организация заменена на ОАО "Алтайэнергосбыт".
Кроме того, глава 5 договора "Цена договора и тарифы на энергию. Порядок расчётов" дополнена пунктом следующего содержания: "В случае изменения законодательства Российской Федерации в области определения цены на электрическую энергию, стороны обязуются руководствоваться принятыми нормативно-правовыми актами с момента вступления их в законную силу".
За отпущенную в период с ноября 2007 года по июнь 2008 года электроэнергию ОАО "Алтайэнергосбыт" выставило ответчику счета-фактуры, в которых стоимость энергии частично указана по нерегулируемым ценам.
Неполная оплата ответчиком энергии послужила основанием для предъявления ОАО "Алтайэнергосбыт" настоящего иска.
При удовлетворении исковых требований, суды, руководствуясь Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 (далее - Правила N 530), пришли к выводу об обязанности ответчика оплатить часть поставленной истцом электроэнергии по нерегулируемым ценам.
Однако данный вывод судов нельзя признать обоснованным, так как он сделан по неполно исследованным материалам и установленным обстоятельствам дела, а также при неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) установлено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.
Суды обоснованно указали, что в силу пункта 109 Правил N 530 электрическая энергия (мощность) сверх объёмов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 названных Правил N 530, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Вместе с тем вывод судов о том, что Правилами N 530 установлен механизм расчёта нерегулируемых цен и данное обстоятельство свидетельствует об их императивной природе, противоречит статье 6 Закона N 41-ФЗ, поскольку регулирующие органы не устанавливают свободную (нерегулируемую) цену на электрическую энергию. Нерегулируемая цена согласно пункту 3 Основ ценообразования определяется по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничном рынке.
Правилами же N 530 регламентируется порядок определения предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках, которые рассчитываются на соответствующий расчётный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
Следовательно, свободные цены (их размер или предельные уровни) не устанавливаются и не регулируются государственными органами.
Таким образом, выводы судов со ссылкой на абзац 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении в предусмотренных законом случаях цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, который носит императивный характер и о необходимости оплаты ответчиком стоимости поставленной истцом электроэнергии сверх предусмотренных объёмов по свободным ценам, без соглашения сторон, являются ошибочными.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 не следует, что Правила N 530 распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Напротив, согласно пункту 75 Правил N 530 договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенные до вступления в силу настоящих Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с настоящими Правилами.
В пункте 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом или в установленном законом порядке. Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ввиду изложенного возможность изменения условий договора поставлена действующим законодательством в зависимость от наличия соглашения сторон либо нормативно-правового акта, имеющего силу закона.
Между тем судами не выяснялось, заключали ли стороны соглашение о применении свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию либо о внесении таких изменений в договор энергоснабжения и на какой объём энергии.
В статье 2 Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России" (далее - Закон N 250-ФЗ) закреплено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ (начало ноября 2007 года) правила о применении свободных (нерегулируемых) цен применяются к сторонам договора энергоснабжения, независимо от внесения в него соответствующих изменений, если этот договор является публичным.
Вопрос о том, обладает ли договор энергоснабжения N 4427 признаками публичности и с какого момента (с учётом признания ОАО "Алтайэнергосбыт" гарантирующим поставщиком) судами также не выяснялся.
Кроме того, исходя из вышеперечисленного законодательства об электроэнергетике, нерегулируемые цены применяются к потреблённой абонентом электрической энергии сверх предусмотренного договором объёма.
Судами не проверен расчёт истца и не установлено, правильно ли применены ОАО "Алтайэнергосбыт" нерегулируемые цены, то есть, применены ли они именно к потреблённой ответчиком энергии сверх объёма, определённого в договоре.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Спор необходимо разрешить на основе всестороннего, полного исследования и оценки документов, имеющихся в материалах дела, а также с учётом обстоятельств, изложенных в настоящем постановлении.
В зависимости от принятых судебных актов расходы по уплате государственной пошлины при новом рассмотрении дела распределить между сторонами в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.07.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 26.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3974/2008-12 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. N Ф04-115/2009(19389-А03-12)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании