Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 января 2009 г. N Ф04-341/2009(20003-А46-39)
(извлечение)
Прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с иском о признании недействительным пункта 3.10. договора поставки газа от 30.08.2007 N 36-4-0162, заключенного между закрытым акционерным обществом "Омская региональная компания по реализации газа" (далее - ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа") и 48 пожарной частью Государственной противопожарной службы МЧС России по охране Калачинского района Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.09.2008 исковые требования удовлетворены.
В апелляционном суде законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа" в кассационной жалобе просит решение отменить как необоснованное, поскольку судом была дана неверная правовая оценка имеющимся фактам и обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, определяемая судом в качестве неправомерной самозащита права, выражающаяся в ограничении и прекращении отпуска газа учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающим безопасность государства, не является таковой.
Из справки 48 пожарной части от 21.07.2008 N 180/05-21 видно, что финансирование поставок газа на 2008 год данной организации предусмотрено из средств не федерального, а областного бюджета.
Признавая недействительным пункт договора, суд, по сути, требует внести изменения в текст действующего договора. Таким образом, исходя из пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что на момент заключения договора руководство 48 пожарной части рассчитывало на возможность получения газа даже в случаях неоднократного нарушения сроков платежа.
Прокурор Омской области в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие представителей ответчиков в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.08.2007 между закрытым акционерным обществом "Омская региональная компания по реализации газа" (поставщик) и 48 пожарной частью Государственной противопожарной службы МЧС России по охране Калачинского района Омской области (потребитель) заключен договор поставки газа N 36-4-0162, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2008 покупателю газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, а последний, в свою очередь, получать (выбирать) и оплачивать газ в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 5.5.1. договора поставки газа от 30.08.2007 N 36-4-0162 расчеты за поставленный газ и снабженческо-сбытовые услуги производятся в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки на основании счетов-фактур. Оплата за месяц рассчитывается по фактической стоимости в соответствии с пунктом 5.3. договора, определенной в товарной накладной на отпуск газа, конденсата по форме ТОРГ-12 (газ).
Пунктом 3.10. договора N 36-4-0162 предусмотрено право поставщика ограничить и/или полностью прекратить поставки газа покупателю в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.
Полагая, что закрытое акционерное общество "Омская региональная компания по реализации газа" в соответствии с действующим законодательством не имеет право на ограничение и прекращение поставки газа поставщику - организации, обеспечивающей безопасность государства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации, в том числе в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" в целях осуществления устойчивого функционирования этих объектов, исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач, ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Исходя из содержания указанной нормы, действие данного указа распространяется на учреждения, предприятия и организации, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информатизации, федеральных органах государственной охраны федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Согласно пункту 1 положения "О Федеральной противопожарной службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, утвердившим Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 3).
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войска гражданской обороны; Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.
Пунктом 1.2 положения о 48 пожарной части ГПС МЧС России по охране Калачинского района Омской области, утвержденного начальником Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 03.09.2004, учредителем пожарной части является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, исходя из приведенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец относится к объектам, на которые распространяется действие Указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения, финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты. Согласно приложению N 2 поставщик обязуется не производить ограничение поставок газа потребителям, к числу которых относится истец.
Защита права отдельного хозяйствующего субъекта в ущерб поддержанию в готовности сил и средств обеспечения безопасности государства не отвечает принципу соразмерности способа самозащиты допущенному нарушению (статья 14 Гражданского кодекса Российской Федерации) и требованиям Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности".
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Суд кассационной инстанции считает доводы жалобы необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку они противоречат действующему законодательству.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2008 по делу N А46-15363/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Омская региональная компания по реализации газа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. N Ф04-341/2009(20003-А46-39)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании