Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 февраля 2009 г. N Ф04-668/2009(454-А67-6)
(извлечение)
Ликвидационная комиссия муниципального предприятия ЗАТО Северск управляющей компании "Жилищное хозяйство" (далее - Предприятие) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 31.07.2008 N 3416 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках на общую сумму 6 475 451,66 рубля.
Решением арбитражного суда от 29.09.2008 заявленное Предприятием требование удовлетворено.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт о прекращении производства по делу.
Отзыв на кассационную жалобу от Предприятия к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 28.05.2008 главой администрации ЗАТО Северск принято постановление о ликвидации Предприятия. Назначена ликвидационная комиссия, которой предписано провести мероприятия по ликвидации организации в соответствии с действующим законодательством.
Инспекцией 06.06.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, о чем выданы свидетельства.
В адрес Предприятия Инспекция направила требование N 1944 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.07.2008 на общую сумму 6 475 451,66 рубля, в том числе налогов (сборов) на сумму 5 020 522 рубля, пеней на сумму 443 341,66 рубля, штрафов на сумму 1 011 588 рублей.
В связи с неисполнением Предприятием требования Инспекция вынесла решение от 31.07.2008 N 3416 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках на общую сумму 6 475 451,66 рубля.
Предприятие, не согласившись с решением Инспекции от 31.07.2008 N 3416, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленное Предприятием требование, принял законное и обоснованное решение.
Арбитражный суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь. Согласно пунктам 2 и 4 настоящей статьи Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения кредиторов предыдущей очереди. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в сумм с иском к ликвидационной комиссии.
Указанные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения к кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, в период нахождения организации - налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов, в том числе путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, поскольку это противоречит положениям статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов организации - налогоплательщика.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках вынесено Инспекцией 31.07.2008 после принятия решения о добровольной ликвидации Предприятия, после создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем представлены свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записей от 06.06.2008.
Решением от 15.09.2008 N 326 Управление Федеральной налоговой службы по Томской области отменило решение Инспекции от 31.07.2008 N 3416.
Доводы Инспекции о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с последующей отменой вышестоящим налоговым органом оспариваемого Предприятием решения, последующим отзывом инкассовых поручений без исполнения и отменой решений о приостановлении операций по счетам Предприятия в банках, арбитражным судом первой инстанции отклонены обоснованно.
Из пункта 18 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании этого акта недействительным, если были нарушены законные права и интересы заявителя.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что оспариваемым решением Инспекции были нарушены законные права и интересы Предприятия.
После принятия решения от 31.07.2008 N 3416 Инспекция провела ряд мер, направленных на его исполнение, в том числе направила поручения в банки о списании денежных средств со счетов, решения о приостановлении операций по счетам.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно рассмотрел спор по существу.
В нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не представила доказательства о правомерности принятия оспариваемого Предприятием решения.
Из материалов дела следует, что Инспекцией государственная пошлина уплачена платежным поручением от 28.11.2008 N 971, т.е. до вступления в силу статьи 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Инспекцию.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 29.09.2008 по делу N А67-3831/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2009 г. N Ф04-668/2009(454-А67-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании