Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 февраля 2009 г. N Ф04-774/2009(293-А03-15)
(извлечение)
Краевое государственное учреждение "Петровский лесхоз" (далее - КГУ "Петровский лесхоз", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и обязании произвести государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением от 20.10.2008 Арбитражного суда Алтайского края (судья Р.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшееся решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Ссылаясь на наличие у Учреждения на момент подачи заявления о государственной регистрации ликвидации юридического лица непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет, налоговый орган считает, что ликвидационный баланс учреждения не отвечает признакам достоверности содержащихся в нем сведений, в связи с чем он не может считаться как документ представленный на государственную регистрацию.
Полагает, что задолженность по обязательным платежам в бюджет была умышленно не включена Учреждением в соответствующих разделах ликвидационного баланса.
Просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу КГУ "Петровский лесхоз" считает доводы жалобы несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Администрацией Алтайского края 29.08.2007 принято постановление N 395 о ликвидации КГУ "Петровский лесхоз". В соответствии с названным постановлением создана ликвидационная комиссия.
11.09.2007 налоговым органом внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 19.09.2007 N 37(139) опубликовано сообщение о ликвидации Учреждения с указанием адреса, по которому кредиторами могут быть предъявлены требования в течение 60 дней с момента публикации.
04.12.2007 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
22.07.2008 в адрес налогового органа Учреждением направлен пакет документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением от 29.07.2008 в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией налоговым органом отказано со ссылкой на то, что в ликвидационный баланс не включена задолженность по налоговым платежам, в связи с чем ликвидационный баланс не может считаться достоверным, а, следовательно, представленным.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, КГУ "Петровский лесхоз" оспорило его в судебном порядке.
Кассационная инстанция в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность решения арбитражного суда первой инстанции, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении к Учреждению требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке.
Кассационная инстанция считает выводы суда первой инстанции соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Учреждением в налоговый орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации (заявление по форме N Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины).
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
В рассматриваемом случае Учреждением соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, налоговым органом в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении Учреждению требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке.
Учитывая, что налоговым органом до вынесения оспариваемого решения были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса Учреждения, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что налоговым органом приняты меры, направленные на взыскание задолженности Учреждения перед бюджетом в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке, а также заявлены требования в установленный двухмесячный срок, указанный в объявлении о ликвидации Учреждения, кассационная инстанция отклоняет доводы налогового органа о недостоверности ликвидационного баланса ввиду наличия у Учреждения непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Ссылка налогового органа на справку о наличии задолженности по состоянию на 22.07.2008 кассационной инстанцией не принимается во внимание, поскольку она составлена по данным оперативного учета и не может свидетельствовать о наличии у Учреждения соответствующей задолженности, поскольку лицевой счет налогоплательщика является лишь документом внутриведомственного контроля налоговых органов, осуществляемого ими в соответствии с приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, утвердившим Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, и наличие в документах внутриведомственного контроля сведений о какой-либо задолженности, в том числе и по штрафам, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Оставляя судебный акт без изменения, кассационная инстанция отмечает, что налоговая инспекция, не реализовавшая свое право на предъявление к Учреждению требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.10.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8797/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что налоговым органом до вынесения оспариваемого решения были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса Учреждения, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что налоговым органом приняты меры, направленные на взыскание задолженности Учреждения перед бюджетом в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке, а также заявлены требования в установленный двухмесячный срок, указанный в объявлении о ликвидации Учреждения, кассационная инстанция отклоняет доводы налогового органа о недостоверности ликвидационного баланса ввиду наличия у Учреждения непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Ссылка налогового органа на справку о наличии задолженности по состоянию на 22.07.2008 кассационной инстанцией не принимается во внимание, поскольку она составлена по данным оперативного учета и не может свидетельствовать о наличии у Учреждения соответствующей задолженности, поскольку лицевой счет налогоплательщика является лишь документом внутриведомственного контроля налоговых органов, осуществляемого ими в соответствии с приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, утвердившим Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, и наличие в документах внутриведомственного контроля сведений о какой-либо задолженности, в том числе и по штрафам, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2009 г. N Ф04-774/2009(293-А03-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании