Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 февраля 2009 г. N Ф04-884/2009(575-А46-43)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Ц.Н.В. (далее по тексту - предприниматель Ц.Н.В., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления N ЛТР-1742-08 по делу об административном правонарушении, вынесенного 31.07.2008 Административной комиссией Ленинского административного округа г. Омска при Министерстве государственно-правового развития Омской области (далее по тексту - административная комиссия, административный орган) о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что действующим федеральным законодательством не установлены ограничения по осуществлению перевозок по маршрутам, разработанным самими перевозчиками. Путь следования маршрута, количество транспортных средств на маршруте и график движения по маршруту определяется самим перевозчиком, исходя из безопасности движения по маршруту, наличия транспортных средств в их владении, наличия материально-технических возможностей и с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации по режиму рабочего времени, штатного расписания.
По мнению заявителя, неправомерным является признание его виновным в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту, не утвержденному органами самоуправления в установленном порядке.
Заявитель указывает, что административная комиссия не установила наличие договорных отношений у перевозчика с хозяйствующим субъектом на организацию перевозки пассажиров по маршрутам города, поскольку маршрут N 336 согласован с организатором и основным заказчиком перевозок - Межрегиональной общественной организацией "Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта".
Решением от 01.09.2008 Арбитражного суда Омской области (судья Г.В.С.), оставленным без изменения постановлением от 28.10.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленные предпринимателем Ц.Н.В. требования удовлетворены в полном объеме.
Постановление N ЛТР-1742-08 по делу об административном правонарушении, вынесенное 31.07.2008 административной комиссией, признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе административная комиссия, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новое решение о признании законным постановления N ЛТР-1742-08 по делу об административном правонарушении, вынесенного 31.07.2008 административной комиссией.
Отзыв на кассационную жалобу предприниматель Ц.Н.В до начала судебного заседания не представил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом при вынесении судебного акта норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и заявленных требований, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Министра государственно-правового развития Омской области от 26.03.2008 N 174р/1 специалист отдела организации коммерческих перевозок Департамента транспорта Администрации г. Омска включена в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Омской области об административных правонарушениях.
Постановлением мэра г. Омска от 06.09.2007 года N 720-п Положение о Департаменте транспорта администрации г. Омска, утвержденное Постановлением мэра г. Омска от 10.08.2005 N 397-п, дополнено пунктом 19-1, согласно которому специалисты отдела коммерческих перевозок имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Омской области об административных правонарушениях.
Специалистом отдела организации коммерческих перевозок Департамента транспорта администрации г. Омска проведена проверка предпринимателя Ц.Н.В., имеющего лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом со сроком действия - до 01.12.2009 и осуществляющего таксомоторные перевозки пассажиров таксомотором ГАЗ-3231-32, государственный номер АУ 518 по маршруту N 336 "Стрельникова-Виадук".
В ходе данной проверки выявлено было нарушение предпринимателем Ц.Н.К. размещения на боковом стекле маршрутного таксомотора информации о маршруте, не соответствующей постановлению мэра г. Омска от 28.04.2008 N 298-п "Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта". Маршрут N 336 определен как ул. Стрельникова - пос. Привокзальный (ул. Коммунальная - ул. Химиков - просп. Мира - ул. Красный путь - просп.К.Маркса - ул. Карбышева), тогда как на автомобиле ГАЗ 3221-32 АУ 518, принадлежащем предпринимателю Ц.Н.В., маршрут 336 определен как Стрельникова - Виадук с указанием внутри данного маршрута не улиц, а остановок, что противоречит подпункту 4 пункта 1.8 Правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ г. Омска, утвержденных Решением Омского городского Совета от 18.06.2003 N 61.
По данному факту специалистом отдела организации коммерческих перевозок Департамента транспорта администрации г. Омска составлен 25.06.2008 протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 2 статьи 25 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.
Административной комиссией Ленинского административного округа г. Омска по результатам рассмотрения материалов административного дела 31.07.2008 было вынесено постановление по делу N ЛТР- 1742-08, которым предприниматель Ц.Н.В. был признан виновным в нарушении требований, установленных подпунктом 4 пункта 1.8 Правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 18.06.2003 N 61, а именно, в размещении на транспортном средстве информации о маршруте N 336, не соответствующей постановлению мэра г. Омска от 28.04.2008 N 298-п "Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта", ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 25 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях", и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель Ц.Н.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения принятое по делу решение суда первой инстанции, которым удовлетворены заявленные требования предпринимателя Ц.Н.В., исходил из того, в рассматриваемом случае предприниматель Ц.Н.В. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку не являлся победителем конкурса распределения маршрутов пассажирского транспорта, не заключалось соглашения об организации маршрута с Департаментом транспорта администрации г. Омска, как с организатором перевозок.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Статьей 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к ведению органов местного самоуправления относится, в том числе, организация транспортного обслуживания населения.
Решением Омского городского Совета от 18.06.2003 N 61 утверждены "Правила организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее по тексту - Правила).
В соответствии с указанными Правилами, маршрут пассажирского транспорта - утвержденный мэром г. Омска путь следования пассажирского транспорта, индивидуализированный нумерацией, наименованиями начального и конечного остановочных пунктов, протяженностью, интервалом движения и предельным количеством транспортных единиц (пункт 2.1); принципами формирования маршрутной сети города Омска являются действующие стандарты и нормативы транспортного обслуживания, безопасности дорожного движения, комфортных и безопасных пассажирских перевозок по маршруту (пункт 1.4.2).
Пунктом 1.2 Правил установлено, что перевозчик - это индивидуальный предприниматель или специализированное транспортное предприятие (организация), вне зависимости от организационно - правовых форм, имеющие в собственности или владении пассажирский транспорт и осуществляющие в соответствии с соглашением об организации маршрута общественные пассажирские перевозки, имеющие специальное разрешение (лицензию) на право осуществление деятельности по пассажирским перевозкам.
Таксомоторные перевозки маршрутными таксомоторами (перевозки в режиме маршрутного такси), согласно данной норме, это регулярные перевозки пассажиров и багажа на условиях повышенной комфортности, по утвержденным мэром г. Омска маршрутам пассажирского транспорта, с использованием для посадки пассажиров определенных и обустроенных остановочных пунктов, предусмотренных расписанием, с осуществлением высадки пассажиров из таксомотора - по требованию пассажира в любом месте пути следования, с соблюдением Правил дорожного движения, производимые автобусами отечественного и зарубежного производства, имеющими более 8 сидячих мест помимо сидения водителя, при условии размещения пассажиров только на местах сидения, осуществляемые перевозчиками различных форм собственности на основе специального разрешения (лицензии), а также соглашения об организации маршрута.
В силу вышеуказанных Правил количество транспортных средств, необходимых для обеспечения комфортных и безопасных пассажирских перевозок по конкретному маршруту следования пассажирского транспорта должно соответствовать утвержденному и согласованному расписанию маршрута. При заключении муниципального соглашения маршрут пассажирского транспорта предоставляется перевозчику целевым назначением.
Порядок распределения маршрутов между перевозчиками утверждается Омским городским Советом.
Решением Омского городского Совета от 21.07.2004 N 199 утвержден "Порядок распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске" (далее по тексту - Порядок распределения маршрутов).
Согласно пункту 1.2 Порядка распределение маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, осуществляется на конкурсной основе с предварительным квалификационным отбором в соответствии с вышеуказанным Порядком.
По результатам проведенного конкурса непосредственно с перевозчиками заключаются соглашения об организации маршрутов. Перевозчику, заключившему соглашение об организации маршрута, выдается специальный знак информационного оснащения пассажирского транспорта, разработанный и утвержденный администрацией г. Омска на каждое транспортное средство.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что предприниматель Ц.Н.В. не отвечает понятию "перевозчик", данному в пункте 1.2 Правил, а его деятельность понятию "таксомоторные перевозки маршрутными таксомоторами", поскольку не является победителем конкурса распределения маршрутов пассажирского транспорта, соглашение об организации маршрута на территории муниципального образования городской округ город Омск с Департаментом транспорта администрации г. Омска, как организатором перевозок, не заключалось.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях" в редакции, действовавшей на момент вынесения обжалуемого постановления об административном правонарушении, предусмотрена ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления в пределах их компетенции правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от пятисот до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что предприниматель Ц.Н.В. привлечен к административной ответственности за осуществление пассажирских перевозок по маршруту 336 "Стрельникова - Виадук" с размещением информации о маршруте, не соответствующей правовому акту мэра г. Омска об утверждении маршрута.
С учетом установленных обстоятельств суд кассационной инстанции считает правомерными выводы суда апелляционной инстанции, что основания для размещения информации о маршруте на боковом стекле маршрутного таксомотора у предпринимателя Ц.Н.В. отсутствовали, а следовательно, привлечение вышеуказанного предпринимателя к административной ответственности по постановлению административной комиссии от 31.07.2008 N ЛТР-1742-08 по делу об административном правонарушении, является незаконным.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации отмену обжалуемого по делу постановления суда апелляционной инстанции, не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки данных выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 28.10.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16953/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. N Ф04-884/2009(575-А46-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании