Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 февраля 2009 г. N Ф04-886/2009(578-А45-34)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Перст-Плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании отказа в возврате переплаты страховых взносов незаконным.
Решением от 23.10.2008 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция полагает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, перечисленные квитанциями от 02.11.2006 и 12.01.2007 в сумме 10 230 руб., были уплачены наличными денежными средствами П.В.А., как физическим лицом, следовательно, переплата возникла не у общества, а у физического лица.
Общество с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве. Просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с ошибочной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате страховых взносов в сумме 10 230 руб.
Судом установлено, что 21.04.2008 обществом получено уведомление налогового органа, в соответствии с которым вопрос о возврате страховых взносов не решен инспекцией, так как заявителем не были указаны коды бюджетной классификации и ОКАТО.
20.05.2008 общество выполнило требования налогового органа, направив в адрес инспекции копии платежных документов и сообщение кода ОКАТО (50223822000), что подтверждается почтовой квитанцией от 20.05.2008 и почтовым уведомлением о получении налоговым органом 23.05.2008 указанных документов.
Учитывая, что до настоящего времени налоговым органом не возвращены суммы ошибочно уплаченных страховых взносов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив требования общества, принял законное и обоснованное решение.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что факт переплаты страховых взносов подтверждается платежными квитанциями об оплате (л.д. 8-9) на сумму 10 230 руб. и не оспаривается налоговым органом.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено, что страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены.
Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и ошибочно уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, приведенному в приложении N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, вывод суда о том, что возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом, основан на правильном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, перечисленные квитанциями от 02.11.2006 и 12.01.2007 в сумме 10 230 руб., были уплачены наличными денежными средствами П.В.А., как физическим лицом, следовательно, у общества переплата отсутствует, опровергается названными квитанциями, в которых в графе "плательщик" указано: П.В.А. ООО "Перст-Плюс" (л.д. 8-9). Кроме того, данный довод не был основанием для отказа в возврате переплаты и не был предметом исследования в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.10.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13472/2008-64/202 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 февраля 2009 г. N Ф04-886/2009(578-А45-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании