Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 февраля 2009 г. N Ф04-872/2009(547-А45-40)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Новосибирска (далее - Инспекция города Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АмурСплав" (далее - Общество), М., при участии третьего лица: инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка (далее - Инспекция города Новокузнецка) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об Обществе, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы, с государственным регистрационным номером 2084217015089 от 20.02.2008.
Решением от 25.08.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований Инспекции города Новосибирска отказано.
В кассационной жалобе Инспекция города Новосибирска, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Инспекция города Новокузнецка возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыва.
Судами и материалами дела установлено следующее.
20.02.2008 по заявлению Общества Инспекцией города Новокузнецка была произведена государственная регистрация изменений за N 2084217015089, связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества в связи со сменой юридического адреса. Новым адресом Общества указан адрес: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, 3.
В связи с изменением места нахождения Общества юридическое лицо было переведено на учет согласно статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации в Инспекцию города Новосибирска.
В дальнейшем Инспекцией города Новосибирска было установлено, что Общество по указанному в учредительных документах адресу не находится (согласно акту проверки от 25.03.2008), что и послужило основанием для обращения Инспекции города Новосибирска в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в рассматриваемом случае представленные в регистрирующий орган документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, соответствуют требованиям статей 17, 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в связи с чем у Инспекции города Новокузнецка не было оснований для отказа в государственной регистрации; поскольку государственным органом, принявшим оспариваемый акт, является Инспекция города Новокузнецка, требование о признании недействительной государственной регистрации юридического лица не может быть предъявлено к Обществу и его учредителю.
Апелляционная инстанция, оставив без изменения решение суда, в том числе, пришла к выводу, что налоговым органом не представлено безусловных доказательств отсутствия Общества по заявленному адресу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, по следующим обстоятельствам.
Согласно статьи 4 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии с пунктом а) статей 12, 14, 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица (л.д. 17), а также текста изменений в устав (л.д. 10), местом нахождения Общества определен адрес: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, д. 3.
Налоговым органом в акте от 25.03.2008 (л.д. 25) отражено, что по данному адресу находится пятиэтажное административное здание, принадлежащее ЗАО ТД "Электрон" (свидетельство о государственной регистрации права собственности (л.д. 8); согласно справки данной организации (л.д. 26) договоров аренды с Обществом не заключалось; торговых и офисных помещений Общества в здании не находится.
В то же время суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, что налоговым органом не представлено безусловных доказательств отсутствия Общества по заявленному адресу на период регистрации спорных изменений, поскольку, в том числе, Инспекцией города Новосибирска в порядке статей 65, 68 АПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие арендаторов здания, что, в свою очередь, исключило бы возможность заключения Обществом договора субаренды.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция отмечает, что на принятие правильного по существу решения (постановления) суда не повлиял ошибочный вывод судов о том, что представление недостоверных сведений о юридическом лице с целью внесения их в ЕГРЮЛ не является основанием для признания государственной регистрации изменений недействительной, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение и постановление судов - отмене или изменению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.08.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7771/2008-46/169 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2009 г. N Ф04-872/2009(547-А45-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании