Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 февраля 2009 г. N Ф04-1150/2009(1337-А45-15)
(извлечение)
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз Наша Родина" (далее - СПК "Колхоз Наша Родина", налогоплательщик, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Новосибирской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.06.2008 N 12 в части начисления земельного налога в размере 237 568 руб. 46 коп., применения штрафных санкций в размере 25 424 руб. 65 коп. и начисления пени в сумме 21 998 руб. 09 коп.; взыскании с налогового органа добровольно начисленной и уплаченной суммы земельного налога в размере 110 444 руб. 63 коп., в том числе 40 807 руб. 63 коп. за 2006 год, 69 637 руб. - за 2007 год.
Решением от 15.09.2008 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Ш.В.В.) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части привлечения СПК "Колхоз Наша Родина" к налоговой ответственности по статьям 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 67 013 руб. 82 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 (судьи У.Н.А., Ж.Л.И., М.М.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СПК "Колхоз Наша Родина" просит отменить состоявшиеся судебные акты.
Указывает, что СПК "Колхоз Наша Родина" не является собственником либо владельцем спорного земельного участка, соответственно и не является плательщиком земельного налога. Заявитель ссылается на то, что СПК "Колхоз Наша Родина" не переоформлял правоустанавливающие документы на земельный участок после преобразования, считая, что спорный земельный участок не принадлежит ему. Заявитель отмечает, что он не пользуется спорным земельным участком, а вся его сельскохозяйственная деятельность осуществляется на земельном участке дольщиков, находящемся в коллективно-долевой собственности. Просит вынести новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки СПК "Колхоз Наша Родина" 30.06.2008 налоговым органом принято решение N 12 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому СПК "Колхоз Наша Родина" привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в результате неполной уплаты единого сельскохозяйственного налога, земельного налога, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации; доначислены пени в общей сумме 87 194 руб. 14 коп.; предложено уплатить недоимку по единому сельскохозяйственному налогу в размере 9 168 руб., по земельному налогу 127 123 руб. 23 коп., в том числе за 2006 год в размере 77 976 руб., за 2007 год - 49 147 руб. 23 коп., по налогу на доходу физических лиц в размере 236 009 руб.
На основании требований налогового органа от 28.04.2007 N 4254 и от 06.02.2008 N 11543 инкассовыми поручениями от 18.05.2007 N 25411 и от 11.03.2008 N 27919 со счета налогоплательщика списан земельный налог в размере 40 807 руб. 63 коп. за 2006 год и 69 637 руб. за 2007 год, всего 110 444 руб. 63 коп., начисленный налогоплательщиком самостоятельно согласно налоговых деклараций.
Считая решение налогового органа от 30.06.2008 N 12 в части начисления земельного налога, соответствующих сумм пени и налоговых санкций, а также взыскание земельного налога в размере 110 444 руб. 63 коп. незаконными, СПК "Колхоз Наша Родина" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность судебных актов, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения налогового органа в части доначисления земельного налога, соответствующих сумм пени и взыскании с налогового органа земельного налога, арбитражные суды обеих инстанций исходили из установленной законом обязанности СПК "Колхоз Наша Родина" по уплате земельного налога.
Проанализировав положения статей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, 25, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, 268 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, арбитражный суд пришел к выводу о правомерности доначисления налоговым органом земельного налога по спорному земельному участку в размере 127 123 руб. 23 коп., в том числе за 2006 год - 77 976 руб., за 2007 год - 49 147 руб. 23 коп.
Данный вывод суда соответствует установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и законодательству о налогах и сборах.
Судом установлено, что на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N НСО-14-0032 колхозу "Наша Родина" предоставлено 18 923 га земель, в том числе в коллективно-долевую собственность - 9 292 га, в бессрочное пользование - 9 631 га для ведения сельского хозяйства.
Согласно сведений Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области за колхозом "Наша Родина" зарегистрирован, в том числе земельный участок с кадастровым номером 54:14:025508:2, площадь 7 938 га, вид права - постоянное бессрочное пользование.
В соответствии с решением общеколхозного собрания от 26.04.2002 колхоз "Наша Родина" реорганизован в сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз Наша Родина", который признан правопреемником колхоза "Наша Родина".
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Судом установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок заявителем не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Вместе с тем, учитывая, что спорный земельный участок предоставлен СПК "Колхоз Наша Родина" в постоянное (бессрочное) пользование до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании акта, изданного органом местного самоуправления, арбитражный суд, руководствуясь правилом, установленным пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения заявителя от уплаты земельного налога.
Довод заявителя о том, что он не пользуется спорным земельным участком, был предметом рассмотрения судебных инстанций, обоснованно его отклонившим, поскольку, как правильно указал суд, сам по себе факт не использования земельного участка не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате земельного участка.
Учитывая, что заявителем не представлено доказательств отчуждения земельного участка или принадлежность иным организациям, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, поскольку они не содержат указаний о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке выводов суда, соответствующих фактически установленным обстоятельствам дела, и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.09.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу N А45-9999/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По мнению налогоплательщика, факт отсутствия государственной регистрации права собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок, исключает обязанность по уплате земельного налога.
По мнению суда, данная позиция налогоплательщика противоречит нормам налогового законодательства.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N?41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" в случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Суд установил, что спорный земельный участок предоставлен налогоплательщику в постоянное (бессрочное) пользование до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании акта, изданного органом местного самоуправления.
В связи с указанным суд поддержал позицию налогового органа, в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 февраля 2009 г. N Ф04-1150/2009(1337-А45-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании