Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 марта 2009 г. N Ф04-1129/2009(1299-А27-40)
(извлечение)
Ликвидатор закрытого акционерного общества "Информинвест" Р.И.Ю. (далее - Ликвидатор, Общество) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения от 04.03.2008 об отказе в государственной регистрации при ликвидации юридического лица, обязании устранить допущенные нарушения права путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о регистрации ликвидации Общества.
Решением от 18.08.2008 Арбитражного суда Кемеровской области (судья М.Н.К.) требования Общества удовлетворены.
Постановлением от 06.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ж.Л.И., Ж.В.А., У.Н.А.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит принятое по делу постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Судами и материалами дела установлено следующее.
15.11.2007 единственный акционер Общества И.Ю.Р. принял решение N 5 о ликвидации Общества и назначил себя ликвидатором юридического лица.
22.11.2007 Инспекцией внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации Общества; о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора).
28.11.2007 в журнале N 47 "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации Общества с указанием двухмесячного срока для предъявления требований кредиторами и адреса, куда они могут быть направлены: 652523, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, а/я 519 (л.д. 12, том 1).
04.02.2008 Инспекцией внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного баланса.
27.02.2008 Ликвидатор обратился в Инспекцию с заявлением о ликвидации Общества с приложением всех документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
04.03.2008 по итогам рассмотрения представленных Ликвидатором документов Инспекция приняла решение об отказе в ликвидации юридического лица по причине отсутствия ликвидационного баланса (по мнению налогового органа, Обществом неверно отражены данные о задолженности по налоговым обязательствам).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Ликвидатора в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал, что действующее законодательство не предусматривает возможности применения налоговыми органами иного, чем предусмотренного статьями 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядка взыскания задолженности по налогам и сборам при ликвидации юридического лица; учитывая, что Инспекцией не был соблюден порядок предъявления требований к ликвидируемому Обществу, предусмотренный статьей 63 ГК РФ, вывод Инспекции о том, что ликвидационный баланс Общества содержал заведомом ложные сведения, не основан на нормах права и документально не подтвержден.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда, исходила из того, заявителем нарушен установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, выразившийся в представлении в налоговый орган недостоверного ликвидационного баланса, составленного и утвержденного Обществом без учета требований статьи 63 ГК РФ, то есть, при наличии непогашенной задолженности перед бюджетом по налогам, сборам, пени.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, что документы, представляемые на государственную регистрацию, должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации, поскольку представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о регистрации, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений в силу требований статей 4, 21, 25 Закона о регистрации, статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Как следует из материалов дела, основанием для принятия решения Инспекции послужило не отражение Обществом в ликвидационном балансе задолженности перед бюджетом в общем размере 173 635 руб.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции по настоящему делу, налоговый орган до предъявления Обществом ликвидационного баланса провел налоговую проверку расчетов налогоплательщика по обязательствам с бюджетом и, установив наличие недоимки, 19.12.2007 (то есть в двухмесячный срок, установленный для предъявления требований кредиторами) направил по юридическому адресу Общества ряд требований, из которых следует, что за Обществом числится задолженность в указанном размере.
По смыслу пункта 4 части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 НК РФ.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ определено, что ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, следовательно, ликвидационный баланс Общества, в котором отсутствует информация о имеющейся кредиторской задолженности, не может считаться достоверным. Как уже отмечалось, исходя из положений Закона о регистрации, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Таким образом, поскольку судом апелляционной инстанции установлено наличие задолженности у Общества по налогам и сборам на дату представления заявления о ликвидации юридического лица; а также учитывая, что Ликвидатором Общества назначен его единственный участник (учредитель), который, соответственно, должен был быть осведомлен о наличии числящейся за Обществом задолженности по налогам и сборам, кассационная инстанция поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что Обществом не представлено доказательств соблюдения порядка ликвидации, предусмотренного статьей 63 ГК РФ.
Поскольку все доказательства, представленные налоговым органом и Обществом, были исследованы в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценены арбитражным судом апелляционной инстанции в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 63 ГК РФ, статей 44, 49 НК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что ликвидационный баланс утвержден Обществом с нарушением требований пункта 5 статьи 63 ГК РФ, в связи с чем налоговый орган правомерно отказал в регистрации ликвидации Общества.
Учитывая установленные судом обстоятельства, которые в нарушение статьи 65 АПК РФ Обществом документально не опровергнуты (в том числе, в кассационной жалобе), кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 06.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6217/2008-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-1129/2009(1299-А27-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании