Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 марта 2009 г. N Ф04-1364/2009(1876-А45-23)
(извлечение)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к муниципальному образованию администрации города Куйбышева Новосибирской области (далее - МО администрации г. Куйбышева) муниципальному унитарному предприятию "Городская служба благоустройства и озеленения" (далее - МУП "Городская служба благоустройства и озеленения", Предприятие) о признании размещения муниципального заказа недействительным и признании недействительным заключенного муниципального контракта.
Решением от 29.10.2008 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные Управлением требования удовлетворены частично. Судом признано недействительным размещение заказчиком - муниципальным образованием города Куйбышева Новосибирской области заказа на выполнение работ по текущему обслуживанию дорог, благоустройству города Куйбышева Новосибирской области. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Управление заявляет, что муниципальный контракт был заключен между администрацией г. Куйбышева и МУП "Городская служба благоустройства и озеленения" с нарушением единого порядка размещения заказов, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Нормы статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающие добросовестного приобретателя, в данном случае неприменимы. Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Администрацией города Куйбышева был заключен муниципальный контракт от 29.12.2007 путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - МУП "Городская служба благоустройства и озеленения" по текущему обслуживанию дорог, благоустройству города Куйбышева на сумму 6 014 779 руб.
В соответствии с Уставом МУП "Городская служба благоустройства и озеленения", утвержденным постановлением главы муниципального образования г. Куйбышева Новосибирской области от 27.12.2004 N 239, является муниципальным унитарным предприятием, учрежденным Администрацией города Куйбышева и не имеет статуса органа исполнительной власти или подведомственному ему государственного учреждения, государственного унитарного предприятия, наделенное правом на исключительное выполнение или оказание отдельных видов работ или услуг в соответствии с полномочиями, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ государственный и муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Закона.
В соответствии с частью 5 п. 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительного органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом МУП "Городская служба благоустройства и озеленения" является муниципальным унитарным предприятием, учрежденным администрацией города Куйбышева и не имеет статуса органа исполнительной власти или подведомственному ему государственного учреждения, государственного унитарного предприятия, наделенного правом на исключительное выполнение или оказание отдельных видов работ или услуг в соответствии с полномочиями, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 9 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлено, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Из пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ следует, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 данного Закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Согласно пункту 5 указанной статьи нарушение предусмотренных данным Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Как установлено статьей 55 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Предусмотренный пунктом 2 статьи 55 указанного Закона перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является исчерпывающим.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришёл к обоснованному решение, что размещение заказа является недействительным, в связи с тем, что муниципальный контракт от имени Администрации с МУП "Городская служба благоустройства и озеленения" на выполнение работ по текущему обслуживанию дорог, благоустройству города Куйбышева был размещен без проведения процедуры размещения заказа установленной законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение муниципального контракта должно осуществляться путем проведения торгов, так как данный контракт не входит в перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренный статьей 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования в части признания недействительным заключенного по результатам размещения заказа на поставку продуктов питания муниципального контракта от 29.12.2007 исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.
Судом установлен факт исполнения сторонами муниципального контракта от 29.12.2007, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, в связи с чем избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению его прав.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении требования о признании недействительным заключенного муниципального контракта от 29.12.2007.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.10.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10500/2008-46/261 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. N Ф04-1364/2009(1876-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании