Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 марта 2009 г. N Ф04-1387/2009(1933-А67-37)
(извлечение)
Администрация Корниловского сельского поселения (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области г. Томск (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным решения от 08.05.2008 N 9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы заявителя.
Определением арбитражного суда от 24.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Томского района.
Решением от 25.11.2008 Арбитражного суда Томской области (судья С.) заявленные требования удовлетворены. Решение налогового органа от 08.05.2008 N 9 признано незаконным как несоответствующее требованиям законодательства о налогах и сборах. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Корниловского сельского поселения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, так как Администрации Корниловского сельского поселения в силу статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 83 Федерального закона от 06.10.1983 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Соглашения о взаимодействии от 10.04.2006 обязана сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в срок до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сведения, указанные в пункте 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указывает, что согласно части 1 статьи 2, частей 1, 3 статьи 3 Закона Томской области от 10.09.2007 N 182-03 "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Томской области в переходный период проведения реформы местного самоуправления" (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 30.08.2007 N 525, вступает в силу с 1 января 2008 года и действует до 1 июля 2008 года) решение вопросов местного значения поселений в Томской области осуществляется исключительно органами местного самоуправления поселений, а не органами местного самоуправления муниципальных районов.
По мнению кассатора, отсутствие у Администрации полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для освобождения от обязанности, установленной пунктом 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает принятое по делу решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом составлен акт от 01.04.2008 N 9 об обнаружении фактов свидетельствующих о налоговых правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и принято решение от 08.05.2008 N 9 о привлечении Администрации Корниловского сельского поселения к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 руб. за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений о земельных участках в срок до 01.02.2008, обязанность по предоставлению которых предусмотрена пунктом 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением налогового органа, Администрация обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Томской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 03.07.2008 N 230 жалоба Администрации оставлена без удовлетворения, решение налогового органа от 08.05.2008 N 9 без изменения.
Полагая, что решение налогового органа от 08.05.2008 N 9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является незаконным, нарушает права и законные интересы Администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением об его обжаловании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Администрации, исходил из того, что заявитель не располагал сведениями, за непредставление которых привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Также суд указал, что в нарушение статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция не исследовала вопрос о том, выделяла ли Администрация земельные участки, обязанность сообщения о которых ей вменяется.
Согласно пункту 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как указано в пункте 13 указанной выше статьи, сведения, указанные в пунктах 11 и 12, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), поэтому в силу подпункта 1.1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", представляют сведения о земельных участках на основании актов о выделении (предоставлении) земельных участков.
Судом установлено и следует из представленного в материалы дела передаточного акта от 15.02.2006, что муниципальное образование "Томский район" передало муниципальному образованию "Корниловское сельское поселение" имущество, но земельные участки в это имущество не включены (л.д.11-114 т. 1), решений о выделении (предоставлении) земельных участков последнее не принимало.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, налоговый орган не представил при рассмотрении спора в суде первой инстанции, доводы кассационной жалобы также не опровергают выводы арбитражного суда.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод кассационной жалобы со ссылкой на статью 7 Соглашения о взаимодействии налогового органа и Администрации, в котором предусмотрена обязанность заявителя по предоставлению спорных сведений, поскольку ответственность по вмененному правонарушению наступает на основании закона, а не Соглашения.
В силу пункта 6 статьи 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Ни в акте от 01.04.2008 N 9, ни в оспариваемом решении, принятом на основании указанного акта, не отражено, за непредставление сведений о каких именно земельных участках и за какой налоговый период Администрация привлекается к налоговой ответственности.
Таким образом, представленные в дело документы не подтверждают, что Администрация Корниловского сельского поселения совершила правонарушение, за которое наступает ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил в совокупности и взаимной связи все доказательства и обоснованно удовлетворил заявленное Администрацией требование.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.11.2008 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3618/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 марта 2009 г. N Ф04-1387/2009(1933-А67-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании