Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 марта 2009 г. N Ф04-8000/2008(2470-А27-41)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Салаирский химический комбинат" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) начислить проценты за несвоевременный возврат сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по письму от 20.12.2006 N 1954 и направить заключение о начислении процентов в органы федерального казначейства в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на подлежащую возврату сумму НДС в размере 419 596 рублей 26 копеек за счет средств федерального бюджета.
Решением от 17.06.2008 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 01.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены частично.
Суд обязал налоговый орган возвратить Обществу за счет средств федерального бюджета сумму процентов в размере 246 604 рублей 61 копейки за несвоевременный возврат 7 822 324 рублей 29 копеек. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, арбитражным судом первой инстанции вынесено решение без учета конкретного предмета и основания иска, учета фактических обстоятельств дела, так как суд вынес решение за пределами рамок рассмотрения заявленного иска.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражных судов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 20.12.2006 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением N 1954 о возврате на расчетный счет налогоплательщика оставшейся из числящейся у Общества по акту сверки от 11.10.2006 N 741 по состоянию на 30.09.2006 переплаты по НДС (подлежащей возмещению суммы НДС по налоговым декларациям за ноябрь-декабрь 2003 года, 2005 год, январь-август 2006 года) и не возвращенной налогоплательщику суммы 11 781 153 рубля 29 копеек.
Поскольку в установленный статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации срок указанная сумма налогоплательщику возвращена не была, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявленными требованиями.
Арбитражный суд, частично удовлетворив требования Общества, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В силу пункта 17 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", статьи 176 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, представляемых в налоговые органы после 31 декабря 2006 года.
Судами установлено и не оспаривается Инспекцией, что декларация по НДС за ноябрь 2003 года, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, представлена налогоплательщиком в налоговый орган в пределах указанного срока.
Согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Согласно пункту 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Абзацем 4 пункта 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при нарушении сроков, установленных пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2005 N 7528/05 также разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, 11.10.2006 Общество и налоговый орган по результатам совместной сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по состоянию на 30.09.2006 был составлен и подписан акт сверки расчетов N 741, согласно которому у Общества числилась, в том числе, переплата по НДС в сумме 56 907 929 рублей 29 копеек, сложившаяся по ранее представленным Обществом в налоговый орган налоговым декларациям по НДС за ноябрь-декабрь 2003 года, 2005 год, январь-август 2006 года с соответствующей суммой НДС к возмещению (по ставе 18 процентов).
Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями о возврате на расчетный счет налогоплательщика переплаты по НДС.
Исследовав все материалы дела в совокупности с нормами права, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку часть заявленной к возврату суммы была возвращена налогоплательщику на расчетный счет, часть - была зачтена по заявлению Общества в счет уплаты НДС за другой налоговый период, то к возврату оставалось 7 822 324 рубля 29 копеек.
Судебные инстанции учли изложенное, а также то, что проценты, установленные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат исчислению за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования, сделали правильный вывод об обоснованности требований общества в части обязания налогового органа возвратить Обществу за счет средств федерального бюджета проценты в размере 246 604 рублей 61 копейки за несвоевременный возврат НДС в размере 7 822 324 рублей 29 копеек.
Выводы налогового органа, касающиеся того, что суд вышел за пределы рассмотрения заявления истца, суд кассационной инстанции признает несостоятельными, поскольку данные выводы сделаны налоговым органом без учета выводов и анализа фактических обстоятельств дела, указанных судебными инстанциями в судебных актах.
Таким образом, судебными инстанциями исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, приняты законные и обоснованные судебные акты.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.06.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 01.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2879/2008-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2009 г. N Ф04-8000/2008(2470-А27-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании