Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 февраля 2009 г. N Ф04-5695/2008(1262-А81-43)
(извлечение)
Военный комиссариат Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - военный комиссариат) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 2.1, 2.2 предписания от 25.12.2007 N 52 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - Управление Росфинадзора в ЯНАО), в котором указано на неправомерное начисление районного коэффициента в размере 1.8 к заработной плате военнослужащих и гражданского персонала и принятию мер к восстановлению произведенных расходов за счет федерального бюджета.
Заявленные требования мотивированы тем, что предписание в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, определяющего установление размера районного коэффициента работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По мнению заявителя, согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, заявителем делается ссылка на статью 10 Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" которой установлено, что "размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также базовой части пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий, и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его определения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.
При этом заявителем делается ссылка на статью 423 Трудового кодекса Российской Федерации и на пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию Севера", которым предоставлено право Советам Министров республик, входящих в РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Заявитель указывает на принятый Постановлением Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2004 N 1503 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", который при исчислении заработной платы и стипендии устанавливает районный коэффициент в размере - 1.8.
В обоснование своих доводов заявитель также указывает, что поскольку на 31.12.2004 действовал порядок определения районного коэффициента в размере - 1.8, установленный Постановлением Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2004 N 1503, то в силу требований Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа подлежит применению районные коэффициенты к заработной плате работникам организаций, установленный решениями органов государственной власти или федеральных органов власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживающих в указанных районах по состоянию на 31.12.2004.
Решением от 25.04.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2008 Восьмым арбитражным апелляционным судом заявленные военным комиссариатом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росфинадзора в ЯНАО просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, в результате применения к заработной плате военнослужащих и гражданского персонала районного коэффициента - 1.8, установлено неправомерное использование средств федерального бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу военный комиссариат просил оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что Управлением Росфинадзора в ЯНАО 14.12.2007 была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности военного комиссариата за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, в ходе которой было установлено нецелевое использование средств федерального бюджета.
По результатам проверки руководителем Управления Росфинадзора в ЯНАО было вынесено предписание от 15.12.2007 N 52 с требованием устранить допущенные нарушения в виде незаконного использования средств федерального бюджета. Пунктами 2.1, 2.2 предписания указано на неправомерное начисление военнослужащим и гражданскому персоналу к заработной плате районного коэффициента в размере - 1.8 и восстановлении неправомерно произведенных расходов за счет федерального бюджета.
Военный комиссариат, полагая, что указанные пункты 2.1, 2.2 предписания не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным указанных пунктов предписаний Управлением Росфинадзора в ЯНАО от 15.12.2007 N 52.
Удовлетворяя заявленные Военным комиссариатом требования, арбитражные суды исходили из того, что ввиду отсутствия правового регулирования на федеральном уровне, в силу требований Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, применять действующий по состоянию на 31.12.2004 районный коэффициент в размере - 1.8, установленный Постановлением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.04.1994 N 108 "О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа", Решением исполнительного Комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 25.02.1991 N 53, а также Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, исходя из установленных арбитражными судами обстоятельств и действующих законодательных актов.
Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее по тексту - Трудовой кодекс) закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Согласно статье 148 Трудового кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статья 316 Трудового кодекса предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что с момента введения в действие Трудового кодекса и до рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецкого автономного округа.
Статьей 423 Трудового кодекса определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14-16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицами лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
С учетом установленных обстоятельств, обоснованным является вывод арбитражных судов о том, что в условиях отсутствия правового регулирования порядка применения размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе на момент рассмотрения данного арбитражного дела следует применить к рассматриваемым правоотношениям нормативные акты Российской Федерации, а также и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, которые не противоречат федеральному законодательству и не оспорены в установленном порядке.
Исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" и действовавшего порядка определения районного коэффициента к заработной плате на 31.12.2004. установленного Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа "О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа" от 08.04.1994 N 108, Решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 25.02.1991 N 53, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004г. N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", правомерными является выводы арбитражных судов о том, что с 01.01.2005 подлежит применению единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в населенных пунктах южнее Полярного круга в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1.8, как следствие отсутствия правового регулирования данного вопроса.
Следует отметить, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 N 5555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства российской Федерации от 05.08.2008 N 583" введены районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала, в том числе по Ямало-Ненецкому автономному округу, включая районы, расположенные севернее Полярного круга, где районный коэффициент составляет - 1.8.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.04.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 25.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1053/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2009 г. N Ф04-5695/2008(1262-А81-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании