Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Лесные технологии" (далее - ООО "Лесные технологии") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) об обязании возвратить сумму предварительно внесенного задатка в размере 4 609 000 руб.
Решением от 25.05.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья Л.Е.Б.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением от 12.10.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда указанное решение отменено, принят новый судебный акт. Суд обязал организатора аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка - Департамент возвратить ООО "Лесные технологии" сумму предварительно внесенного задатка в размере 4 609 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит исключить из мотивировочной части постановления апелляционного суда выводы о незаключенности договора аренды. Данный вопрос не подлежал рассмотрению в данном деле, поскольку договор аренды с ООО "Лесные технологии", подлежащий государственной регистрации и считающийся заключенным с момента такой регистрации, не заключался. Судебной практикой подтверждается вывод о согласованности сторонами условия об арендной плате, объект договора аренды также был сформирован и описан в соответствии с действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лесные технологии" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по настоящему делу, суд кассационной инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 17.12.2007 Департаментом был проведен аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины. В соответствии с протоколом аукционной комиссии от 17.12.2007 N 2/8-ар по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины единственным участником аукциона явилось ООО "Лесные технологии". Для участия в аукционе истцом был внесен задаток в размере 4 609 000 руб. Результат аукциона оформлен протоколом от 17.12.2007 N 2/8-ар, в пункте 3 которого указано, что "единственный участник аукциона" в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания данного протокола, обязан заключить с Департаментом договор аренды лесного участка. Сумма предварительно внесенного задатка в размере 4 609 000 руб. засчитывается в счет оплаты первого года аренды лесного участка.
По результатам аукциона между Департаментом (арендодатель) и ООО "Лесные технологии" (арендатор) подписан договор аренды от 28.12.2007 N 31/др (далее - договор), предметом которого явился лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации, имеющий следующие характеристики: - Демьянский лесхоз, лесничество Жердняковское, номера кварталов 241, 247-249, 290-300, 343-353, 397-409, 455-467, 565-568, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 72:18:00 00 000:0123; - Уватский лесхоз, Чебунтанское лесничество, номера кварталов: 559-562, 608-612, 660-666, 712-717, 767-779, 828-839, 896-900, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 72:18:00 00 000:0124. В соответствии с пунктом 1.2 договора план расположения лесного участка, его границы и характеристика приводятся в приложениях 1 и 2 к договору. Пунктом 1.3 договора определено, что арендатору передается лесной участок общей площадью 88 485 гектаров для заготовки древесины.
24.01.2008 приказом директора Департамента N 50 "О формировании лесного участка и постановке его на кадастровый учет" было предписано сформировать лесной участок, расположенный в Демьянском лесхозе, Жердняковском лесничестве, кварталах 241, 247-249, 290-300, 343-353, 397-409, 455-467, 565-568 и Уватском лесхозе Чебунтанском лесничестве, кварталах 559-562, 608-612, 660-666, 712-717, 767-779, 828-839, 896-900 площадью 88 485 гектаров с выделением из него участка единого землепользования с кадастровым номером 72:18:00 00 000:0123 и 72:18:00 00 000:0124 в целях заготовки древесины ООО "Лесные технологии". Также названным приказом предписано ООО "Лесные технологии" поставить сформированный согласно вышеназванным требованиям земельный участок на государственный кадастровый учет и представить в Департамент кадастровый план (выписка из государственного земельного кадастра) на бумажном носителе.
Истец обратился в Управление Роснедвижимости по Тюменской области об учете изменений в земельный участок. Решением от 27.01.2009 N 18/09-57, 18/09-56 отказано в осуществлении учета изменений в земельный участок с кадастровым номером 72:18:00 00 000:0123 и 72:18:00 00 000:0124.
ООО "Лесные технологии" полагая, что имеет право на возврат внесенного задатка, обратилось в Департамент с письмом, в котором просило произвести возврат суммы 4 609 000 руб. На письмо ООО "Лесные технологии" Департамент ответил отказом ввиду отсутствия оснований. ООО "Лесные технологии" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из положений пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской федерации, в соответствии с которым при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что договором не установлены существенные условия - не индивидуализирован объект аренды и не установлена сумма арендной платы, в связи с чем оснований для зачета внесенного задатка в счет уплаты арендных платежей не имеется.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с пунктом 7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 года N 324 (далее - Правила), договор аренды должен содержать: - сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору как неотъемлемая часть, либо номер учетной записи в государственном лесном реестре и план лесного участка, заверенный органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (в случае предоставления до 01.01.2010 лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета) (в редакции постановления от 17.11.2007 года N 782).
Суд апелляционной инстанции в соответствии с представленными в материалы дела доказательствами установил, что объект аренды - лесной участок индивидуально не определен, поскольку участок является частью двух самостоятельных и учтенных земельных участков, планы лесного участка не представлены, из условий договора и имеющихся в материалах дела приложений к договору невозможно установить границы лесного участка. Таким образом, договор правомерно признан незаключенным по причине несогласованности такого существенного условия как предмет договора.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции необоснованно посчитал, что сторонами не установлена и сумма арендной платы.
Как следует из раздела 2 договора, арендная плата по договору состоит из 2 составных частей, каждая из которых рассчитывается на основании материалов отвода и таксаций лесосек следующим образом: пункт 2.1.1 - первая составная часть арендной платы определяется как произведение установленного ежегодного объема заготовки древесины при проведении сплошных и выборочных рубок в спелых и перестойных насаждениях и ставок платы за единицу объема лесных ресурсов; - пункт 2.1 - вторая составляющая часть арендной платы определяется как произведение фактического объема заготовки древесины при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (в том числе рубок ухода за лесом и санитарных рубок) и ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно пункту 9 Правил, размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. В силу пунктов 2 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке; для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с условиями договоров размер арендной платы установлен не в твердой сумме, а рассчитывается исходя из объема изъятия лесных ресурсов, то есть арендная плата является определяемой, подлежащей исчислению, что не противоречит статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, стороны согласовали механизм расчета арендной платы в зависимости от объема заготовки древесины.
Согласно пункту 1.4 договора ежегодный объем заготовки древесины при проведении сплошных и выборочных рубок в спелых и перестойных насаждениях, а также ежегодный объем заготовки древесины при проведении рубок ухода за лесом и санитарных мероприятий для первого года аренды устанавливается приложением N 3 к договору, а для второго и последующих лет аренды - проектом освоения лесов.
Обязанность по составлению проекта освоения лесов частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.
Согласно пункту 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 года N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, позволяет установить ежегодный объем заготовки древесины.
Таким образом, договор содержит соглашение сторон об арендной плате и об объеме заготовки древесины. Однако поскольку в договоре не индивидуализирован объект аренды, вывод суда апелляционной инстанции о том, что данный договор нельзя считать заключенным, является правильным. Следовательно, у Департамента не имеется оснований для удержания суммы предварительно внесенного задатка в соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что постановление суда апелляционной инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и изменения судебного акта в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 12.10.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2712/2010 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 года N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, позволяет установить ежегодный объем заготовки древесины.
Таким образом, договор содержит соглашение сторон об арендной плате и об объеме заготовки древесины. Однако поскольку в договоре не индивидуализирован объект аренды, вывод суда апелляционной инстанции о том, что данный договор нельзя считать заключенным, является правильным. Следовательно, у Департамента не имеется оснований для удержания суммы предварительно внесенного задатка в соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что постановление суда апелляционной инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и изменения судебного акта в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2011 г. по делу N А70-2712/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании