Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 г.
Главное управление по агропромышленному комплексу, экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Немецкого национального района Алтайского края (далее - Главное управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к колхозу "Алтай" о взыскании 241 905,48 руб. задолженности по арендной плате за пользование земельным участком и 36 632,66 руб. пени за несвоевременное внесение арендных платежей.
Заявленные требования основаны на нормах статей 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательства по арендной плате по договору аренды земельного участка от 25.11.2003 года N 28.
Решением от 07.10.2010 арбитражный суд отказал в удовлетворении иска, придя к выводу о недоказанности размера предъявленных требований. Арбитражный суд исходил из того, что дополнительное соглашение об изменении условий договора аренды не зарегистрировано в установленном законом порядке, задолженность по арендной плате отсутствует.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось. Седьмой арбитражный апелляционный суд определением от 01.12.2010 возвратил апелляционную жалобу, отказав в восстановлении процессуального срока.
Главное управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт о взыскании 241 905,48 руб. основного долга и 44 964,96 руб. пени за период с 01.07.2008 по 10.09.2010.
Главное управление, основываясь на разъяснениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 11 Информационного письма от 11.01.2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", считает, что в данном случае изменение размера арендной платы в результате принятия администрацией Алтайского края постановления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения не связано с изменением условий договора аренды, а представляет исполнение условий договора.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Учитывая надлежащее извещение сторон о судебном заседании по делу, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм права при разрешении спора, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение в этот же суд.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным договором от 25.11.2003 года N 28 администрация Немецкого национального района Алтайского края передала колхозу "Алтай" в пользование на срок с 01.01.2004 по 01.01.2052 на праве аренды земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 12 911 га для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
В установленном законом порядке договор аренды земельного участка от 25.11.2003 года N 28 зарегистрирован.
Колхоз "Алтай" обязался своевременно вносить арендные платежи за землю, ежеквартально, не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункты 2.4, 4.2 договора аренды).
Согласно пункту 2.6 договора аренды, общая сумма арендной платы в год установлена в размере 68 342,76 руб.
Пунктом 2.7. договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в квартал при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплата арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
Неисполнение колхозом "Алтай" обязательств по внесению арендных платежей явилось основанием для обращения Главного управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Главное управление в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований о взыскании задолженности по арендной плате сослалось на заключенное 11.02.2008 сторонами дополнительное соглашение к спорному договору аренды о расчете общей суммы арендной платы в год с 01.01.2008 в размере 531 726,62 руб., основанным на применении установленного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 1,3728 руб./кв. м.
Однако указанное дополнительное соглашение не представлено в материалы дела, о чем указал суд в решении.
Арбитражный суд, применив нормы статей 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом условий пункта 2.7 договора аренды земельного участка пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку Главное управление не подтвердило документально изменение условий договора о размере арендной платы и, следовательно, не доказало размер заявленных требований.
Между тем, при разрешении спора судом не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности относятся к категории регулируемых цен. Следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора арбитражный суд не выяснил, что явилось основанием для перерасчета Главным управлением арендной платы за землю, не установил, связаны ли изменения арендной платы с изменением условий договора аренды земельного участка, требующих оформление дополнительного соглашения.
При таких обстоятельствах, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам возникшего спора, а принятое решение является незаконным, подлежит отмене.
Поскольку судами по существу не исследовались обстоятельства правомерности требований Главного управления, а суд кассационной инстанции не вправе устанавливать соответствующие обстоятельства и давать оценку доказательствам, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства изменения размера арендной платы за арендуемый земельный участок и на основании подлежащих применению норм материального права, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.10.2010 года по делу N А03-6962/2010 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в этот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд, применив нормы статей 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом условий пункта 2.7 договора аренды земельного участка пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку Главное управление не подтвердило документально изменение условий договора о размере арендной платы и, следовательно, не доказало размер заявленных требований.
...
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности относятся к категории регулируемых цен. Следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А03-6962/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании