Закрытое акционерное общество "БСВ" (далее - ЗАО "БСВ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Главное управление) о принятии пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 7а, в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.10.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, спорный пункт договора принять в его редакции.
Заявитель считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
По его мнению, судом неправильно применен закон подлежащий применению, а именно статьи 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ЗАО "БСВ" указывает, что права на земельные участки, приобретаемые в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, возникают в силу сложного фактического состава, состоящего из юридических фактов - подачи заявки, принятия уполномоченным органом решения о продаже земельного участка и направление проекта договора купли-продажи. С момента подачи заявки у уполномоченного органа возникает обязанность по вынесению соответствующего решения и заключению договора купли-продажи, правоотношения по выкупу земельного участка возникают с момента подачи заявки и с этого же момента возникают соответствующие обязанности. Выкупную цену земельного участка необходимо определять на дату подачи заявления.
В отзыве на кассационную жалобу Главное управление указало, что считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель Главного управления в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что ЗАО "БСВ" является собственником здания Литер Б, площадью 715 кв. м, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 7а, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.10.2008 N 01/222/2008-1313.
Земельный участок по ул. Попова, 7а, площадью 7 374 кв.м постановлением администрации г. Барнаула от 07.07.1997 года N 566 был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования АООТ "Ленобщепит" (в дальнейшем - ОАО "Ленобщепит"), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.1999.
Постановлением администрации города Барнаула от 28.03.2007 года N 772 утвержден проект границ земельного участка площадью 0,4674 га для эксплуатации здания склада по адресу: ул. Попова, 7а.
ЗАО "БСВ" 31.10.2008 обратилось в Главное управление с заявлением о прекращении права постоянного бессрочного пользования ОАО "Ленобщепит" земельным участком общей площадью 7 374 кв. м по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 7а, и предоставлении ему участка по данному адресу, площадью 4 674 кв. м в собственность, для эксплуатации расположенного на нем здания склада.
Общество в числе документов, необходимых для решения вопроса о передаче земельного участка в собственность представило землеустроительное дело от 06.10.2005, из пояснительной записки которого следует, что земельный участок по адресу: ул. Попова, 7а, сформирован из оставшейся площади земельного участка, ранее предоставленного постановлением Главы администрации г. Барнаула от 07.07.1997 N 566, данный земельный участок учтен декларативно в Едином государственном реестре земель за номером 22:63:010502:0004. Проектная площадь участка составила 0,4674 га, в том числе площадь участка, обремененного проходом и проездом к территории по ул. Попова, 9а, составила 0, 0434 га. В содержащемся в землеустроительном деле кадастровом плане земельного участка от 14.04.2005 его площадь указана в размере 0,7374 га.
Распоряжением Главного управления от 27.11.2008 N 7368 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ленобщепит" земельным участком, общей площадью 0,7374 га, с кадастровым номером 22:63:010502:4, расположенным по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 7а.
Распоряжением Главного управления от 27.11.2008 года N 7377 оформлено решение о предоставлении в собственность за плату ЗАО "БСВ" земельного участка из земель населенных пунктов (цель использования - для эксплуатации здания склада), расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 7а, с кадастровым номером: 22:63:010502:4, общей площадью - 0,4674 га.
В пункте 2 распоряжения от 27.11.2008 года N 7377 Обществу предписано обеспечить внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости и представить в Управление выписку из государственного кадастра недвижимости (3 экз).
Пунктом 3 распоряжения от 27.11.2008 года N 7377 Управлению по земельным отношениям предписано подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
После принятия Главным управлением распоряжения от 27.11.2008 года N 7377 Общество дважды обращалось в Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю с заявлениями об уточнении местоположения границ и (или) площади земельного участка, изменении иных сведений об объекте недвижимости.
По результатам рассмотрения заявления от 13.01.2009 истцу решением Территориального отдела N 5 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю от 01.04.2009 было отказано в осуществлении кадастровых действий по причине не соответствия действующему законодательству по форме и содержанию представленных документов.
Действия государственного органа истцом не обжаловались.
Повторно с аналогичным заявлением истец обратился только 10.03.2010, в результате рассмотрения которого уполномоченным органом были внесены изменения в кадастровый учет, выдан паспорт земельного участка с кадастровым номером 22:63:010502:4, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, дом 7а, площадью 4 674 (плюс минус 24) кв.м, с кадастровой стоимостью 7 948 744 рублей 62 копеек (удельный показатель 1 700,63 рублей/кв. м).
Общество сопроводительным письмом от 10.03.2010 со ссылкой на исполнение пункта 2 распоряжения от 27.11.2008 N 7377 представило кадастровый паспорт земельного участка в Главное управление.
Главное управление 26.03.2010 направило ЗАО "БСВ" проект договора купли-продажи земельного участка, в пункте 2.1 которого указало стоимость участка - 198 718 рублей 62 копейки, определенную исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 17 006 300 рублей/га, установленной с 01.01.2010 постановлением администрации Алтайского края от 28.12.2009 года N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
В протоколе разногласий от 14.04.2010 года истец предложил ответчику принять пункт 2.1 в его редакции, и определить выкупную цену участка, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 7 899 900 рублей/га, установленного на момент вынесения распоряжения о передаче участка в собственность (27.11.2008).
В связи с тем, что ответчик в протоколе согласования разногласий от 11.05.2010 не принял редакцию истца, ЗАО "БСВ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что кадастровый паспорт земельного участка с содержанием всех уникальных характеристик испрашиваемого истцом земельного участка в Главное управление был представлен только 10.03.2010, и обязанность ответчика подготовить соответствующий проект договора возникла с указанного времени.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда правомерными исходя из следующего.
Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункты 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Приказ N 370) утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 6 Приказа N 370 к заявлению о приобретении прав на земельный участок должен быть приложен кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка).
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что Общество, обращаясь 31.10.2008 в Главное управление о предоставлении в собственность земельного участка не представило его кадастровый паспорт, а представило его в Главное управление только 10.03.2010, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что с указанного времени (с 10.03.2010) у Главного управления возникла обязанность подготовить соответствующий проект договора купли-продажи земельного участка.
Поскольку на момент заключения договора действовало постановление администрации Алтайского края от 28.12.2009 года N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", в соответствии с которым ответчиком, с учетом установленной данным правовым актом кадастровой стоимости земельного участка, определена выкупная цена земельного участка, арбитражный суд правомерно посчитал не подлежащими удовлетворению исковые требования о принятии пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка в редакции истца.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку изложенных в судебном акте выводов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.10.2010 по делу N А03-8135/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "БСВ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункты 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Приказ N 370) утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 6 Приказа N 370 к заявлению о приобретении прав на земельный участок должен быть приложен кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка).
...
Поскольку на момент заключения договора действовало постановление администрации Алтайского края от 28.12.2009 года N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", в соответствии с которым ответчиком, с учетом установленной данным правовым актом кадастровой стоимости земельного участка, определена выкупная цена земельного участка, арбитражный суд правомерно посчитал не подлежащими удовлетворению исковые требования о принятии пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка в редакции истца."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А03-8135/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-8135/2010