Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 г.
Закрытое акционерное общество "Кемеровоторгтехника" (далее - ЗАО "Кемеровоторгтехника", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:170, площадью 13 111,36 м.кв., в сумме 67 049 266,10 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 113,83 руб. за квадратный метр земельного участка, выразившихся в ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007; в отступлении от установленных требований нормативных актов обязательных при установлении кадастровой стоимости земельного участка; об обязании Управления Роснедвижимости исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 67 049 266,10 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 113,83 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:170, площадью 13 111,36 м.кв., принадлежащего ЗАО "Кемеровоторгтехника", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Шатурская, д.6.
Заявленные требования мотивированы нарушением процедуры определения кадастровой стоимости спорного земельного участка нормам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения кадастровой оценки земель), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), пунктам 4, 6, 9, 10, 12 Федерального стандарта оценки (далее - ФСО) утвержденного приказом Минэкономразвития и торговли от 20.07.2007 N 254.
Определением от 26.05.2010 арбитражный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальную замену заинтересованного лица: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на его правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
К участию в деле вторым заинтересованным лицом привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва(далее - Росреестр).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (далее - ФГУП ФКЦ "Земля") и Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 07.07.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010, заявленные требования ЗАО "Кемеровоторгтехника" удовлетворены в полном объеме.
Управление Росреестра и Росреестр обратились в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов доказательствам и обстоятельствам по делу, просят указанные судебные акты отменить, отправить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателей жалобы, в связи с утвержденной органом исполнительной власти кадастровой стоимостью земли, сами по себе оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов предпринимателей, не влекут для них неблагоприятных последствий по уплате земельного налога. Податели жалобы считают доказанным материалами дела факт надлежащего исполнения возложенной на них функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, ссылаясь на статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, податели жалобы отмечают, что судами при разрешении спора не учтено наличие принятого Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520 об утверждении результатов кадастровой оценки земельного участка.
ФГУП ФКЦ "Земля" в ходатайстве от 02.02.2011 N 1-05/0270, поддержав доводы кассационной жалобы, просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В представленном отзыве ЗАО "Кемеровоторгтехника" полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств по делу, что недопустимо в суде кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представителем ЗАО "Кемеровоторгтехника" в судебном заседании заявлено ходатайство о приостановлении кассационного производства по делу в связи с тем, что в настоящее время в производстве Высшего арбитражного суда Российской Федерации находятся дела N А27-21124/2009, N А27-4849/2010 по аналогичной категории спора, в которых рассматриваются правовые позиции относительно возможности собственниками земельных участков оспаривания действий (бездействий) Роснедвижимости при проведении государственной кадастровой оценки конкретных земельных участков.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы заявленного ходатайства, пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку принятие Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора к производству и истребование дела из арбитражного суда рассмотревшего спор по существу не свидетельствует о наличии правовой позиции для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ЗАО "Кемеровоторгтехника" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:170, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Шатурская, д.6.
Из кадастровой выписке и кадастрового паспорта от 22.01.2009 N 4200/001/09-6490 усматривается, что кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:170 составляет 67 049 266,10 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 113,83 руб. за квадратный метр.
Исходя из того, что в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентом соотношении к его рыночной стоимости, ЗАО "Кемеровоторгтехника" заключило договор с оценочной организацией - ООО "Региональный бизнес центр "Прайс-Эксперт", по отчету которой рыночная стоимость спорного земельного участка составила 9 000 000 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости спорного земельного участка относительно его рыночной стоимости, общество, считая результаты государственной кадастровой оценки земельного участка недостоверными, а действия по формированию сведений о кадастровой стоимости незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебные инстанции сослались на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
В силу положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане для признания незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решения или действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), в соответствии с которыми функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальные органы.
Согласно пункту 8 Правил N 316, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Из пункта 10 Правил N 316 следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В соответствии с Методическими указаниями N 39, утвержденными Минэкономразвития во исполнение пункта 11 Правил N 316, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; осуществление расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний N 222, утвержденных Минэконоразвития, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимостью и её территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 316, пунктами 4, 9 Административного регламента территориальные органы Роснедвижимости представляют на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земель в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 отметил, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Управление Роснедвижимости после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков передало результаты государственной кадастровой оценки земель администрации Кемеровской области.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
После утверждения органом исполнительной власти Кемеровской области результатов государственной оценки земель Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующим закону.
Выводы судебных инстанций о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка с последующим её утверждением органом исполнительной власти.
При установленных обстоятельствах, является преждевременным вывод суда об удовлетворении требования общества об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Решение арбитражного суда от 07.07.2010 и постановление апелляционного суда от 19.12.2010 подлежат отмене, как основанные на неправильном применении норм материального права и выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5054/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных требований закрытому акционерному обществу "Кемеровоторгтехника" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
После утверждения органом исполнительной власти Кемеровской области результатов государственной оценки земель Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
...
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено.
...
Решение арбитражного суда от 07.07.2010 и постановление апелляционного суда от 19.12.2010 подлежат отмене, как основанные на неправильном применении норм материального права и выводах, несоответствующих обстоятельствам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А27-5054/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7847/10
23.08.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5054/10
16.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9359/10
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6770/2011
06.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6770/11
18.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6770/11
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-5054/2010
19.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7847/10
07.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5054/10