Открытое акционерное общество "Теплоэнергия" (далее - ОАО "Теплоэнергия") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора) о признании недействительным и отмене постановления от 14.05.2010 N 08-ГК/24 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 22.07.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении заявленных ОАО "Теплоэнергия" отказано.
Постановлением от 08.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Теплоэнергия", ссылаясь на несоблюдение Управлением Росприроднадзора порядка проведения проверки и процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа в ином составе судей.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО "Теплоэнергия" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Теплоэнергия" поддержал доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление Росприроднадзора 09.04.2010 поступило письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 08-09/02900 от 25.03.2010, в котором сообщалось о безлицензионном пользовании недрами МУП "Теплоэнергия".
Проведенной Управлением Росприроднадзора проверкой установлено, что ОАО "Теплоэнергия" (правопреемник МУП "Теплоэнергия") без лицензии на пользование недрами осуществляет добычу пресных подземных вод для нужд населения и обеспечения производственных объектов в г.п. Луговой из скважин, расположенных по улице Куйбышева, 2 и улице 40 лет Октября, 41.
По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора составлен протокол от 30.04.2010 N 07-ГК/29, на основании которого вынесено постановление от 14.05.2010 N 08-ГК/24 о привлечении ОАО "Теплоэнергия" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 800 000 руб.
ОАО "Теплоэнергия", ссылаясь на неправильную квалификацию совершенного им правонарушения, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Управления Росприроднадзора от 14.05.2010 N 08-ГК/24.
Из содержания части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации следует, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что осуществление ОАО "Теплоэнергия" добычи пресных подземных вод для нужд населения и обеспечения производственных объектов в г.п. Луговой из скважин, расположенных по улице Куйбышева,2 и улице 40 лет Октября,41, подтверждается письменными доказательствами:
- письмом МУП "Теплоэнергия" N 152 от 08.07.2008 о наличии у него на балансе скважин по водоснабжению населения и производственных объектов, которые построены без соблюдения водоохраной зоны;
- решением Думы Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра N 753 от 26.03.2009 "Об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия", которым в перечень имущества данной организации, не подлежащего приватизации, включены скважина 1992 года ввода, передвижная электростанция и водозаборная станция;
- договором аренды N 19/А от 08.04.2010, которым во временное пользование ОАО "Теплоэнергия" переданы скважина 1992 года ввода и водозаборная станция 1989 года ввода;
- письмом генерального директора ОАО "Теплоэнергия" N 486 от 22.04.2010 об отсутствии разрешительных документов на право пользование недрами и добычу подземных вод;
- сведениями о фактическом потреблении воды организациями за 2009-2010 годы;
- платежными документами об уплате ОАО "Теплоэнергия" водного налога;
- письмом Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 1183 от 15.04.2010 об отсутствии у МУП "Теплоэнергия" и ОАО "Теплоэнергия" лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "Теплоэнергия" не представлены суду доказательства, подтверждающие принятия всех зависящих от него мер для оформления лицензии на пользования недрами с целью добычи подземных вод.
Доводы ОАО "Теплоэнергия" о несоблюдение Управлением Росприроднадзора порядка проведения проверки и процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности материалами дела не подтверждаются.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.07.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 08.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5877/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации следует, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
...
Статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
...
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А75-5877/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3733/11
22.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3733/11
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-5877/2010
08.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7265/2010