Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Омское Специализированное Управление Механизации" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, Инспекция) от 21.01.2010 года N 1976 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.07.2010 требования Общества были удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
Обратившись с кассационной жалобой, Общество, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение Арбитражного суда Омской области от 28.07.2010.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Общество считает, что судом апелляционной инстанции нарушены положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также не дана оценка всем доводам налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласна в полном объеме.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив законность судебного акта арбитражного суда апелляционной инстанции, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования до 28.09.2008 принадлежал земельный участок, имеющий номер 55:36:05 02 03:11, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, ул. 1-я Заводская, дом 1. С 29.09.2008 данный объект недвижимости приобретен Обществом в собственность (свидетельство серии 55 АВ N 767027 от 29.09.2008).
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, по результатам которой составлен акт от 17.12.2009 N 05-21/042392 дсп, на который Обществом представлены возражения.
На основании акта, с учетом возражений, Инспекцией принято решение от 21.01.2010 N 1976 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ, однако, был предложен к уплате земельный налог за 2008 год в сумме 1 203 880 рублей.
Принимая оспариваемое решение, Инспекция при установлении налоговой базы руководствовалась данными Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Налогоплательщик же, при определении размера налоговых обязательств и определении кадастровой стоимости земельного участка руководствовался данными, содержащимися в Указе Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 01.03.2010 N 16-17/02618, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 155 808 047 руб. по состоянию на 01.01.2008 как объект налогообложения утверждена не была, следовательно, доначисление земельного налога исходя из данного показателя за 2008 год не может быть признано правомерным, а также из того, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления от 19.12.2007 N 174-П, официально опубликованного 25.12.2007 в газете "Омский вестник" N 127, возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 НК РФ, а именно: не ранее чем 25.01.2008 и не ранее первого числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть начиная с 01.01.2009.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36" в силу прямого указания статьи 390 НК РФ и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельному законодательству Российской Федерации. Порядок опубликования постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П не противоречит закону и не нарушает прав третьих лиц - налогоплательщиков земельного налога. Возможность надлежащим образом исполнить свои налоговые обязательства у данных лиц имеется.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции и отказав в удовлетворении требований Общества, принял законное и обоснованное постановление, в связи с чем поддерживает выводы апелляционного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно подпункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений статей 391 и 396 НК РФ, не позднее 01.03.2008.
Согласно статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление N 174-П касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 НК РФ.
То обстоятельство, что утвержденная указанным постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что постановление N 174-П является нормативным актом о налогах и сборах.
Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно признал неправомерным вывод суда первой инстанции о возможности применения постановления от 19.12.2007 N 174-П лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 НК РФ.
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" приняло Постановление N 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Суд апелляционной инстанции установил, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, и постановлением N 174-П были утверждены результаты кадастровой оценки земель по видам разрешенного пользования.
В статье 396 НК РФ законодатель установил особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статье 5 НК РФ, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, не регулируют налоговые отношения.
В соответствии с указанным пунктом статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации путем принятия Постановления от 07.02.2008 N 52 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Материалы дела свидетельствуют о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликованы 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432) в соответствии с постановлением мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г. Омске".
В связи с чем Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 НК РФ, имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007, а не на основании Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области".
Поскольку Обществом авансовые платежи по земельному налогу за указанный период были исчислены с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", Инспекцией правомерно был доначислен Обществу земельный налог в сумме 1 203 880 рублей.
Ссылка налогоплательщика на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 судом кассационной инстанции отклоняется в связи с тем, что она была предметом полного и всестороннего исследования в апелляционном суде, ей дана надлежащая правовая оценка и сделаны соответствующие выводы.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Общества по делу, не опровергают выводов апелляционного суда, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Восьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку суда апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судом применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, статьи 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных апелляционным судом обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу N А46-4738/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалы дела свидетельствуют о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликованы 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432) в соответствии с постановлением мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г. Омске".
В связи с чем Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 НК РФ, имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007, а не на основании Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области".
Поскольку Обществом авансовые платежи по земельному налогу за указанный период были исчислены с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", Инспекцией правомерно был доначислен Обществу земельный налог в сумме 1 203 880 рублей.
Ссылка налогоплательщика на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 судом кассационной инстанции отклоняется в связи с тем, что она была предметом полного и всестороннего исследования в апелляционном суде, ей дана надлежащая правовая оценка и сделаны соответствующие выводы."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. по делу N А46-4738/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании