Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2011 г.
Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Рынок" (далее - ТПУМ "Рынок", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Н.Х.К. (далее - ИП Н.Х.К.) о взыскании задолженности по договору о предоставлении торгового места N к.76 от 13.07.2007 в размере 77 100 руб.
Решением от 06.08.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья В.В.Л.) иск ТМУП "Рынок" удовлетворен.
Постановлением от 26.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда указанное решение отменено, по делу принят новый судебный акт, в удовлетворении искового заявления ТМУП "Рынок" отказано.
ТМУП "Рынок" в кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, просит постановление от 26.10.2010 суда апелляционной инстанции отменить, оставить без изменения решение от 06.08.2010.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на отсутствие между сторонами арендных правоотношений, в связи с чем суд неправильно применил статью 607 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отношения сторон подлежат регулированию нормами о договоре об оказании услуг и нормами Федерального закона от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках). Суд апелляционной инстанции вышел за рамки заявленных требований, признав договор незаключенным.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Н.Х.К. просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами, 13.07.2007 между ТМУП "Рынок" и ИП Н.Х.К. был заключен договор N к.76 о предоставлении торгового места.
В соответствии с данным договором ТМУП "Рынок" передает во временное пользование контейнер N 76, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, в соответствии с утвержденной схемой размещения на специализированном непродовольственном розничном рынке для осуществления деятельности по продаже промышленных товаров площадью 5 кв.м.
Согласно приемо-сдаточному акту от 13.07.2007 N 76 указанное торговое место-контейнер N 76 было передано истцом ответчику в аренду.
Полагая, что у ответчика имеется задолженность по оплате за пользование торговым местом, истец обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении торгового места на розничном рынке не поименован.
В силу статьи 2 Закона о розничных рынках правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне - Законом о розничных рынках, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в Тюменской области постановлениями Правительства Тюменской области от 10.04.2007 года N 74-п "Об утверждении порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках" и от 03.04.2007 N 70-п "Об утверждении Требований к торговым местам на розничных рынках Тюменской области" (далее - Требования).
Согласно пунктам 7, 8 статьи 3 Закона о розничных рынках торговым местом является место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным управляющей рынком компанией и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений (пункт 2 статьи 15 Закона о розничных рынках).
С учетом изложенного, положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде к договору о предоставлении торгового места на розничных рынках, правовое регулирование которого установлено Законом о розничных рынках, не применимы. Таким образом, довод ТМУП "Рынок" о том, что к рассматриваемым спорным правоотношениям нормы главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде не применимы, является обоснованным.
На этом основании вывод суда апелляционной инстанции о незаключенности договора от 13.07.2007 N к.76 по правилам статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации является неверным. Однако данный вывод не повлиял на правильность принятого судом апелляционной инстанции судебного акта.
Из материалов дела следует, что предметом договора от 13.07.2007 N к.76 является торговое место - контейнер N 76, площадью 5 кв.м, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, в соответствии с утвержденной схемой размещения на специализированном непродовольственном розничном рынке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 14 Закона о розничных рынках в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном указанным Законом.
Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 5 Требований торговые места должны иметь номер согласно схеме размещения, указание номера торгового места обязательно при заключении договора о предоставлении торгового места. Информация о количестве и расположении торговых мест на рынке размещается на информационном стенде на территории рынка.
Учитывая изложенное, принимая судебные акты, арбитражный суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что подлежащее передаче в аренду торговое место на розничном рынке должно быть определено на схеме размещения торговых мест с указанием номера такого места на схеме.
Судом установлено и из материалов дела следует, что из схемы размещения торговых мест на ТМУП "Рынок" "Вещевой рынок центральный" город Тюмень, улица Полевая, 107 невозможно определить, в каком именно месте располагается указанный контейнер N 76, на схеме нумерация торговых мест отсутствует.
В судебном заседании ни представитель ТМУП "Рынок", ни ИП Н.Х.К. не смогли определить на схеме размещения торговых мест нахождение торгового места N 76, предоставленного по договору от 13.07.2007 N к.76 ИП Н.Х.К..
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал установленным факт ненадлежащей идентификации объекта аренды в договоре, что свидетельствует о ничтожности договора от 13.07.2007 N к.76 как не соответствующего пункту 9 статьи 15 Закона о розничных рынках и пункту 11 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 года N 74-п, запрещающих заключение договоров о предоставлении торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Следовательно, оснований для взыскания арендной платы по ничтожному договору не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 26.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6273/2010 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В судебном заседании ни представитель ТМУП "Рынок", ни ИП Н.Х.К. не смогли определить на схеме размещения торговых мест нахождение торгового места N 76, предоставленного по договору от 13.07.2007 N к.76 ИП Н.Х.К..
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал установленным факт ненадлежащей идентификации объекта аренды в договоре, что свидетельствует о ничтожности договора от 13.07.2007 N к.76 как не соответствующего пункту 9 статьи 15 Закона о розничных рынках и пункту 11 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 года N 74-п, запрещающих заключение договоров о предоставлении торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Следовательно, оснований для взыскания арендной платы по ничтожному договору не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 февраля 2011 г. по делу N А70-6273/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании