Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - Общество, ООО "Орион", заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об оспаривании постановления от 07.05.2010 N 54 МС059961, вынесенного начальником отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области (далее - УФМС по Новосибирской области) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 20.07.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Оспариваемое постановление от 07.05.2010 N 54 МС059961 УФМС по Новосибирской области о привлечении ООО "Орион" к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе УФМС по Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 20.07.2010 и постановление от 22.10.2010, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения постановление от 22.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, которым оставлено без изменения решение суда первой инстанции, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы и отзыв на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что сотрудниками УФМС по Новосибирской области на основании распоряжения начальника отдела иммиграционного контроля от 26.02.2010 N 122 была проведена проверка режима пребывания гражданина Вьетнама Н.К.Х. по адресу: город Новосибирск, улица Ленинградская, дом 143, квартира 10 (адрес постановки на миграционный учет).
По результатам проверки установлено, что гражданин Вьетнама Н.К.Х. фактически по месту постановки на миграционный учет не проживает, изменил место своего пребывания без уведомления органа миграционного учета в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 08.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Принимающей стороной указанного гражданина Вьетнама на территории России является ООО "Орион", по приглашению которого Н.К.Х. прибыл в город Новосибирск.
Усмотрев в действиях принимающей стороны признаки состава административного правонарушения по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, должностным лицом УФМС по Новосибирской области 04.03.2010 было вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Орион" дела об административном правонарушении и административном расследовании.
Определением от 02.04.2010 срок административного расследования был продлен до 04.05.2010.
Определением от 30.04.2010 административное правонарушение, вменяемое ООО "Орион" было переквалифицировано с части 4 на часть 1 статьи 18.9 КоАП РФ, в отношении ООО "Орион" 30.04.2010 был составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением должностного лица УФМС по Новосибирской области от 07.05.2010 ООО "Орион" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ за неисполнение обязанностей, связанных с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации гражданина Вьетнама Н.К.Х., с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Общество, посчитав постановление административного органа незаконным, оспорило его в установленном порядке, обратившись с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражные суды, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, пришли к выводу о недоказанности УФМС по Новосибирской области в действиях ООО "Орион" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ и вины Общества в его совершении.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из установленных арбитражными судами фактических обстоятельств и следующих норм права.
Частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.
Из диспозиции данной статьи КоАП РФ следует, что объективную сторону данного административного правонарушения образуют нарушения установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, на право проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства и выезда за ее пределы.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела следует, что Общество, является стороной, принимающей иностранных граждан в Российской Федерации, временно пребывающих на территории Российской Федерации и привлекающих их к трудовой деятельности.
Обществу вменяется нарушение требованиям статьи 22 Федеральным законом от 08.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 109-ФЗ), выразившееся в неисполнении обязанности, связанной с соблюдением условий пребывания в РФ гражданина Вьетнама Н.К.Х., выразившиеся в фактическом не проживании данного гражданина по месту миграционного учета по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленинградская, дом 143 кв. 10, изменении иностранным гражданином места пребывания без уведомления органа миграционного учета в порядке и сроке, установленные вышеуказанным Федеральным законом.
Принимающей стороной иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ, признается, в том числе, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства работает (находится).
В соответствии с пунктом 25 Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2007 N 655, для оформления приглашения приглашающая сторона представляет гарантии приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.
Данные требования согласуются с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 N 167 "О порядке представления гарантий материально медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства период их пребывания в Российской Федерации".
Судами установлено и из материалов дела следует, что после прибытия гражданина Вьетнама Н.К.Х. в город Новосибирск ООО "Орион" во исполнение требований действующего законодательства обеспечило его помещением для проживания посредством заключения договора найма жилого помещения с гражданкой СН.И. по адресу: город Новосибирск, улица Ленинградская, дом 143, квартира 10.
Из вышеуказанного следует, что обоснованным является вывод судов о том, что принимающая сторона (ООО "Орион") выполнило требования действующего миграционного законодательства по жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина.
Изложенное в постановлении об административном правонарушении от 07.05.2010 обстоятельство, свидетельствующее о нарушении Обществом порядка пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации - несоблюдение гарантий жилищного обеспечения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, выразившееся отсутствием гражданина Вьетнама Н.К.Х. в город Новосибирск по месту предоставленного Обществом пребывания не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ.
Более того, из статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ не следует, что обязанность по контролю за фактическим местом пребывания иностранного гражданина возложена на принимающую сторону.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 30.04.2009 N 338/97 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Административный регламент).
Предметом контроля и надзора ФМС РФ и (или) МВД России за соблюдением положений миграционного контроля законодательства Российской Федерации иностранными гражданами является, в том числе соблюдение иностранными гражданином режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации; соблюдением иностранным гражданином правил передвижения и порядка выбора места пребывания или жительства на территории Российской Федерации (пункт 6 Административного регламента).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды сделали правильный вывод о недоказанности УФМС по Новосибирской области наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, а именно: отсутствие объективной стороны, и правомерно удовлетворили требование заявителя.
Доводы подателя кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами двух инстанций, которые ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального либо процессуального права, на которые ссылается УФМС по Новосибирской области и которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.07.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10209/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из вышеуказанного следует, что обоснованным является вывод судов о том, что принимающая сторона (ООО "Орион") выполнило требования действующего миграционного законодательства по жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина.
Изложенное в постановлении об административном правонарушении от 07.05.2010 обстоятельство, свидетельствующее о нарушении Обществом порядка пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации - несоблюдение гарантий жилищного обеспечения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, выразившееся отсутствием гражданина Вьетнама Н.К.Х. в город Новосибирск по месту предоставленного Обществом пребывания не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ.
Более того, из статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ не следует, что обязанность по контролю за фактическим местом пребывания иностранного гражданина возложена на принимающую сторону.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 30.04.2009 N 338/97 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Административный регламент).
Предметом контроля и надзора ФМС РФ и (или) МВД России за соблюдением положений миграционного контроля законодательства Российской Федерации иностранными гражданами является, в том числе соблюдение иностранными гражданином режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации; соблюдением иностранным гражданином правил передвижения и порядка выбора места пребывания или жительства на территории Российской Федерации (пункт 6 Административного регламента)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 февраля 2011 г. по делу N А45-10209/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании