Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Трамвайное управление" (далее - МУП "Трамвайное управление") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к открытому акционерному обществу "Алтайэнергосбыт" (далее - ОАО "Алтайэнергосбыт") об урегулировании разногласий по пунктам 2.2.1, 2.2.2, 3.1.4, 3.1.10, 3.1.22, 3.2.5, 3.2.6, 4.1, 4.3, 4.5, 5.2, 5.3, 6.2, 8.3, 9.6, разделу 7, а также приложениям N 4 и N 11 договора энергоснабжения N 1150 от 18.05.2010.
Исковые требования мотивированы тем, что условия вышеперечисленных пунктов договора в редакции ответчика противоречат действующему законодательству об электроэнергетике.
Решением от 12.10.2010 Арбитражного суда Алтайского края пункты 3.1.10, 3.1.22, 4.1, 5.2, 5.3, 6.1, 8.3, 9.6, раздел 7, приложение N 4 приняты в редакции ответчика; пункт 4.5, абзац 1 пункта 3.1.4 исключены; пункты 2.2.1, 2.2.2 приняты в редакции истца; пункт 4.3. изложен в следующей редакции: "Фактический объём потребления электрической энергии (мощности) определяется на основании показаний приборов учёта, предоставляемых потребителем по форме приложения N 8 "Форма акта учёта электрической энергии" к настоящему договору. В случае отсутствия приборов учёта количество фактически поставленной электрической энергии (мощности) определяется в соответствии с действующим законодательством". В удовлетворении требований о дополнении договора приложением N 11 отказано. В части пунктов 3.2.5, 3.2.6 производство по делу прекращено ввиду отсутствия спора по ним.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МУП "Трамвайное управление" просит отменить обжалуемое решение в части принятия пункта 6.1. и приложения N 4 в редакции ответчика и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
По мнению заявителя, решение в оспариваемой части не соответствует Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Указывает, что просил исключить пункт 6.1 со второго абзаца. Однако суд оставил его в редакции ответчика, сославшись на требование истца о согласовании применения свободных (нерегулируемых) цен, что МУП "Трамвайное управление" не заявляло. Полагает, что согласованию подлежит уровень свободных (нерегулируемых) цен (её размер), а не невозможность или возможность применения цены к расчётам стороны по договору.
Кроме этого МУП "Трамвайное управление" считает неверной применённую судом методику при расчёте числа часов использования мощности, исходя исключительно из договорных величин заявленной мощности и планового количества электрической энергии.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайэнергосбыт" ссылается на необоснованность доводов заявителя и просит оставить без изменения вынесенный судебный акт.
МУП "Трамвайное управление", ОАО "Алтайэнергосбыт" о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что при заключении договора энергоснабжения N 1150 от 18.05.2010 между ОАО "Алтайэнергосбыт" (продавцом) и МУП "Трамвайное управление" (покупателем) возникли разногласия.
В ходе урегулирования разногласий не согласованными остались пункты 2.2.1, 2.2.2, 3.1.4, 3.1.10, 3.1.22, 4.1, 4.3, 4.5, 5.2, 5.3, 6.2, 8.3, 9.6, раздел 7, а также приложения N 4 и N 11.
Данное обстоятельство послужило основанием для предъявления истцом настоящего иска.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При рассмотрении спора судом были разрешены разногласия по упомянутым пунктам договора энергоснабжения.
Вместе с тем истец не согласен с принятием судом пункта 6.1 договора и приложения N 4 в редакции ответчика.
Согласно условиям пункта 6.1 договора, предложенным ОАО "Алтайэнергосбыт", расчёт за электрическую энергию (мощность) производится по регулируемым ценам (тарифам) и (или) по нерегулируемым ценам в соответствии с порядком определения цены, установленным положениями федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов, действующих на момент возникновения обязательств по оплаты.
Расчёт за электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам производится исходя из предельного уровня нерегулируемых цен.
В случае, если в ходе исполнения настоящего договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчётов по договору обязаны применять новый порядок определения цены и (или) новую цену.
Информация, используемая для определения нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), публикуется на официальном сайте продавца, а также на официальном сайте открытого акционерного общества "АТС".
МУП "Трамвайное управление", считая незаконным применение ответчиком в одностороннем порядке предельного уровня свободной (нерегулируемой) цены, просил данный пункт со второго абзаца принять в следующей редакции: "Расчёт по нерегулируемой цене осуществляется по согласованной сторонами методике, определённой в приложении N 11 к договору, являющейся неотъемлемой его частью, по формуле: Рсв.ц.=Трег.+(Рпред.ур.-Трег.):2, где Рсв.ц. - свободная цена на электроэнергию, Трег. - регулируемые тарифы на электроэнергию, Рпред.ур. - предельный уровень свободных (нерегулируемых) цен".
Пунктом 109 Правил N 530 предусмотрено, что электрическая энергия (мощность) сверх объёмов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 названных Правил N 530, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Нерегулируемая цена согласно пункту 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 определяется по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничном рынке.
При этом Правилами N 530 регламентирован порядок определения предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках, которые рассчитываются на соответствующий расчётный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
Указанные предельные уровни для покупателей, осуществляющих расчёты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, размера платы за услуги, подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией данного потребителя (покупателя), включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии в случае поставки электрической энергии по договору энергоснабжения.
В целях расчёта предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность), используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке (абзацы 1-4 пункта 109 Правил N 530).
Руководствуя приведёнными нормами, суд сделал правомерный вывод о том, что свободная (нерегулируемая) цена на электроэнергию на розничном рынке складывается из средневзвешенной (свободной) нерегулируемой цены на оптовом рынке, услуг по передаче электроэнергии, инфраструктурных платежей, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, определённых методом "обратного счёта" путём вычитания из тарифа средневзвешенного тарифа покупки электроэнергии, и соответствует затратам, которые несёт ОАО "Алтайэнергосбыт" в целях снабжения потребителей электрической энергии на розничном рынке.
Поскольку предложенный истцом способ определения (формула) свободной (нерегулируемой) цены противоречит действующему законодательству, то пункт 6.1 принят в редакции ответчика.
Что касается приложения N 4 к договору, то спор между сторонами возник относительно порядка определения числа часов использования заявленной мощности.
Вместо рассчитанного ответчиком в приложении N 4 по точкам поставки годового числа часов заявленной мощности в размере 4 119, 3 064, 2 917 истец указал соответственно 7 211, 6 228, 7 112, обосновывая свои цифры фактической работой предприятия.
Применив положения пунктов 64, 69 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 861, учитывая разъяснения ФСТ России в информационном письме ФСТ России от 12.08.2005 N ДС-4928/14 и Главэкономики Алтайского края по вопросам применения тарифов на 2009 год, опубликованного 22.04.2009 на официальном сайте последней, суд пришёл к выводу, что определение ответчиком числа часов использования заявленной мощности путём деления планируемого на 2010 год объёма потребления электроэнергии на заявленную мощность является обоснованным, в связи с чем редакцию ОАО "Алтайэнергосбыт" приложения N 4 в указанной части признал правильной.
В то же время счёл недоказанным определение истцом числа часов использования заявленной мощности, исходя из фактической работы МУП "Трамвайное управление".
С учётом изложенного являются несостоятельными доводы заявителя, так как они по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм материального права и норм процессуального права не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.10.2010 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7943/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях расчёта предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность), используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке (абзацы 1-4 пункта 109 Правил N 530).
...
Применив положения пунктов 64, 69 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 861, учитывая разъяснения ФСТ России в информационном письме ФСТ России от 12.08.2005 N ДС-4928/14 и Главэкономики Алтайского края по вопросам применения тарифов на 2009 год, опубликованного 22.04.2009 на официальном сайте последней, суд пришёл к выводу, что определение ответчиком числа часов использования заявленной мощности путём деления планируемого на 2010 год объёма потребления электроэнергии на заявленную мощность является обоснованным, в связи с чем редакцию ОАО "Алтайэнергосбыт" приложения N 4 в указанной части признал правильной."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2011 г. по делу N А03-7943/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-7943/2010