Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами: 42:24:0101018:281 площадью 6343 кв.м в размере 39 739 656,16 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6 265,12 руб.; 42:24:0101018:284 площадью 1554 кв.м в размере 9 735 996,48 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6 265,12 руб.
Также заявитель просит признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка. Заявитель просит признать незаконными действия Росреестра, Управления, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости; обязать Управление исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Определением от 13.07.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Коллегия администрации Кемеровской области, Г.М.Ю., С.Е.А., Д.Е.В., И.С.Ю., общество с ограниченной ответственностью "Партнер-98", П.Н.Л., Г.О.Н., П.В.А., К.А.Н., К.К.Н., В.С.В., Ш.О.З., С.А.Р., С.М.В., К.Л.А., П.Ж.Ю., С.В.Ф., У.М.И., Т.И.В., С.Н.В.; произведена процессуальная замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.09.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Росреестр и Управление просят решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.09.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Податели жалобы не согласны с выводами судов о нарушении порядка проведения административных процедур при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, заявители считают, что решение Росреестра (пункт 7), оформленное актом от 24.11.2008 N 2 о проверке отчета, не содержит властного предписания, не нарушает прав и интересов заявителя, не возлагает на него какие-либо обязанности, в том числе по уплате земельного налога, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому не может быть признано недействительным. Заявители отмечают, что судами при разрешении спора не учтено наличие принятого Коллегией администрации постановления от 27.11.2008 N 520 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельного участка". По мнению Управления и Росреестра, в связи с утвержденной органом исполнительной власти кадастровой стоимостью земли, сами по себе оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов общества, не влекут для них неблагоприятных последствий по уплате земельного налога.
ФГУП "ФКЦ "Земля" представило отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Участвующие в деле лица, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:284, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Карболитовская 1/1. На праве общей долевой собственности (3224/10000 доля в праве) заявителю принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:281, расположенный по адресу: г. Кемерово, проспект Советский, 2/14.
Согласно кадастровым выпискам от 01.04.2010 N 4200/001/10-1144005, N 4200/001/10-114019 кадастровая стоимость указанных земельных участков составила соответственно 39 739 656,16 руб. и 9 735 996,48 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6256,12 руб./кв.м.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление допустило нарушения при определении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы общества, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель. Суды указали, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством, сославшись на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной рыночной информации.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с седьмым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
Кроме того, в силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)" (далее - постановление от 27.11.2008 N 519) и постановлением N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - постановление от 27.11.2008 N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались положениями Правил, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Кроме того, в отношении решения Роснедвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, в части определения кадастровой стоимости земельных участков и их удельного показателя, суд кассационной инстанции отмечает то, что указанный акт не возлагает на Общество какие-либо обязанности, в том числе, по уплате земельного налога, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:281, 42:24:0101018:284 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановлений Коллегией администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.09.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 по делу N А27-8340/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Тандем" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановлений Коллегией администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
...
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления необходимо отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2011 г. по делу N А27-8340/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8340/10
15.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-119/11
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7824/11
01.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7824/11
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7824/11
24.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-8340/2010
16.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9516/10