Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков: с кадастровым номером 42:24:0301008:74 площадью 36427,88 кв.м в размере 221 561 287, 45 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 6 082,19 руб.; с кадастровым номером 42:24:0401045:17 площадью 13561,53 кв.м в размере 79 404 098,73 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5 863,11 руб.; с кадастровым номером 42:24:0301012:79 площадью 9696 кв.м в размере 39 735 953,28 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 098,18 руб.; с кадастровым номером 42:24:0101037:9 площадью 7676 кв.м в размере 49 897 60,7,72 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 6 500,47 руб.
Также заявитель просит: признать незаконными действия Управления по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, выразившиеся в ненадлежащем контроле за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной оценки земель; признать ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков; признать незаконными действия Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выразившиеся в осуществлении ненадлежащей проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области; обязать Управление исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Определением суда от 27.07.2010 дела N А27-9301/2010, N А27-9302/2010, N А27-8973/2010, N А27-8972/2010 на основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера N А27-8972/2010.
Определением суд от 27.07.2010 по ходатайству заявителя из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, исключено ФГУП "ФКЦ "Земля" и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.09.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Управление считает, что с учетом утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" (далее - постановление от 27.11.2008 N 519) результата государственной кадастровой оценки земельного участка, права и интересы заявителя не могут быть нарушены, поскольку его действия носят технический характер и не несут для этого лица неблагоприятных последствий.
Общество представило отзыв, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0401045:17, 42:24:0301012:79, 42:24:0101037:9, 42:24:0301008:74, расположенных по адресам: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Проездная, 2а, ул. Инициативная, 61, ул. Черемховская, 1а, ул. Юрия Двужильного, строение 9.
Согласно кадастровым выпискам и кадастровым паспортам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301008:74 составляет 221 561 287,45 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 082,19 руб.; земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:17 составляет 79 404 098,73 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 863,11 руб.; земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301012:79 составляет 39 735 953,28 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4 098,18 руб.; земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:9 составляет 49 897 607,72 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 500,47 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление допустило нарушения при определении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы общества, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебные инстанции сослались на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной рыночной информации.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
Кроме того, в силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 519 и постановлением N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - постановление от 27.11.2008 N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону в отношении спорных земельных участков.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0401045:17, 42:24:0301012:79, 42:24:0101037:9, 42:24:0301008:74 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановлений Коллегией администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.09.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 по делу N А27-8972/2010 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановлений Коллегией администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
...
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления необходимо отказать.
...
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.09.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 по делу N А27-8972/2010 отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2011 г. по делу N А27-8972/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8972/10
13.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-560/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7368/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7368/2011
02.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7368/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7368/11
24.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-8972/2010
18.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9857/10
21.09.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8972/10