Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 г.
Закрытое акционерное общество "ТопПром" (далее - ЗАО "ТопПром") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), правопреемнику Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости), о признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 42:30:0410061:51 площадью 28 060 кв.м в сумме 63 676 838 руб. 60 коп. и удельном показателе в размере 2 269 руб. 31 коп. за 1 кв.м;
- с кадастровым номером 42:30:0410061:52 площадью 59 679 кв.м в сумме 31 249 714 руб. 77 коп. и удельном показателе в размере 523 руб. 63 коп. коп. за 1 кв.м, расположенных по адресу: г. Новокузнецк, шоссе Космическое, 7, а также об обязании Управления Росреестра исключить эти сведения из государственного земельного кадастра.
Заявление в суд мотивировано несоответствием оспариваемых действий нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39).
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля"), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 29.09.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт.
Полагает, что органом кадастрового учёта выполнены законные действия по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка, других действий, в том числе по сбору рыночной информации названный орган не совершал и не был уполномочен совершать.
Не согласен с выводом судов о том, что Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) не проверялся отчёт на соответствие его Методическим указаниям N 39.
По мнению подателя жалобы, судами не учтена сформированная надзорной инстанцией правовая позиция относительно того, что основополагающим является утверждённый исполнительным органом результат, а не исходные данные, применяемые при формировании кадастровой стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ТопПром" просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
ЗАО "ТопПром", Управление Росреестра, Росреестр, ФГУП ФКЦ "Земля", коллегия администрации Кемеровской области о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в обычном порядке.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договорами аренды N04-3414 от 26.03.2009 и N 100-04 от 06.07.2010, заключенными между Управлением по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Новокузнецка и ЗАО "ТопПром" (арендатором), в пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровым номером 42:30:0410061:51 площадью 28 060 кв.м (сроком до 01.03.2010 для складской базы) и с кадастровым номером 42:30:0410061:52 площадью 59 679 кв.м (сроком до 01.06.2011 под строительство железнодорожных путей).
По условиям договора аренды N 04-3414 от 26.03.2009 арендная плата земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410061:51 в 2009 году составляла 942 933 руб. 84 коп. Дополнительным соглашением N 1/127 от 11.05.2010 срок действия договора продлён по 01.05.2011 и размер арендной платы на 2010 год увеличен до 1 400 890 руб. 45 коп.
Согласно договору аренды N 100-04 от 06.07.2010 арендная плата земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410061:52 на 2010 год установлена сторонами в сумме 859 367 руб. 16 коп.
Расчёт арендной платы произведён на основании кадастровой стоимости упомянутых земельных участков по правилам, установленным Порядком определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, утверждённого постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47.
Ссылаясь на неправомерность действий Управления Роснедвижимости по формированию кадастровой стоимости спорных земельных участков, повлиявшей на арендную плату в сторону её увеличения, заявитель подал в арбитражный суд настоящее заявление.
Удовлетворяя заявление ЗАО "ТопПром", суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при выполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе при внесении сведений об экономических характеристиках земельных участков Управлением Роснедвижимости неправильно рассчитана кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, что повлекло завышение кадастровой стоимости этих участков.
Однако данный вывод сделан при неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков регламентирован Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
В частности, в пункте 2.1.3 Методических указаний N 222 закреплено, что при образовании нового земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту от 03.03.2010 N 42000/001/10-75360 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410061:51, 9-го вида разрешённого использования - под дополнительный участок под складскую базу, составляет 63 676 838 руб. 60 коп. и определена с применением удельного показателя в размере 2 269 руб. 31 коп. за 1 кв.м.
Как следует из кадастрового паспорта от 04.06.2010 N 42000/001/10-195643, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410061:52, 13-го вида разрешённого использования - для размещения железнодорожных путей, составляет 31 249 714 руб. 77 коп. и определена с применением удельного показателя в размере 523 руб. 63 коп. за 1 кв.м.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что расчёт кадастровой стоимости земельных участков с 9-м и 13-м видом разрешённого использования населённых пунктов Кемеровской области, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) во исполнение заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, осуществлён при непосредственном контроле органа кадастрового учёта, о чём свидетельствует протокол предварительной проверки от 11.11.2008.
Правильность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 была проверена Роснедвижимостью, которая сочла его соответствующим Методическим указаниям N 39.
Представленные Управлением Роснедвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области, в том числе средний уровень земельных участков в кадастровом квартале 42:30:0410061 г. Новокузнецка в размере 2 269 руб. 31 коп. за 1 кв.м по 9-му виду разрешённого использования и в размере 523 руб. 63 коп. за 1 кв.м по 13-му виду разрешённого использования, утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, которое не отменено и не признано недействующим либо недействительным в указанной части.
Земельные участки с кадастровыми номерами 42:30:0410061:51 и 42:30:0410061:52, расположенные в кадастровом квартале 42:30:0410061, являются вновь образованными, так как они поставлены на кадастровый учёт после 01.01.2007 и не вошли в Перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области, расчёт кадастровой стоимости которых произведён по состоянию на 01.01.2007.
Значение кадастровой стоимости спорных земельных участков в сумме 63 676 838 руб. 60 коп. и в сумме 31 249 714 руб. 77 коп. получено Управлением Роснедвижимости в результате умножения их площадей на вышеназванные удельные показатели кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что принадлежащие ЗАО "ТопПром" на праве аренды земельные участки являются вновь образованными, Управление Роснедвижимости правомерно определило кадастровую стоимость этих земельных участков посредством умножения утверждённого исполнительным органом власти удельного показателя на площадь земельных участков.
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
С учётом изложенного судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установление судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.09.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 13.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9476/2010 отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении заявления ЗАО "ТопПром" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные Управлением Роснедвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области, в том числе средний уровень земельных участков в кадастровом квартале 42:30:0410061 г. Новокузнецка в размере 2 269 руб. 31 коп. за 1 кв.м по 9-му виду разрешённого использования и в размере 523 руб. 63 коп. за 1 кв.м по 13-му виду разрешённого использования, утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, которое не отменено и не признано недействующим либо недействительным в указанной части.
...
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у судов первой и апелляционной инстанций не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2011 г. по делу N А27-9476/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании