Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2011 г.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении арбитражного управляющего А.Э.Г. (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.05.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 08.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Управления удовлетворены, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции. Податель жалобы считает, что пунктом 2 статьи 133 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не запрещены действия арбитражного управляющего по приему и выдаче наличных денежных средств через кассу предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.06.2006 по делу N А81-3279/2005 ОАО "Ноябрьскгазсервис" было признано банкротом, в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство.
Определением от 03.07.2006 конкурсным управляющим должника утвержден Э.Г. А.
11.03.2010 Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением в котором указала на низкую эффективность процедуры банкротства и отсутствие поступлений в бюджет, неоднократное продление процедуры банкротства и просила провести проверку деятельности арбитражного управляющего на предмет соответствия его положениям законодательства о банкротстве.
Управлением 25.03.2010 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
23.04.2010 должностным лицом Управления по результатам проведенной в отношении конкурсного управляющего проверки был составлен протокол об административном правонарушении в котором в вину А. Э.Г. вменяются следующие действия:
- расходование денежных средств, минуя основной расчетный счет должника через кассу предприятия;
- неуказание в отчетах о деятельности конкурсного управляющего, сведений о лицах привлеченных им для обеспечения деятельности предприятия;
- неисполнение иных обязанностей конкурсного управляющего действовать добросовестно и разумно, в интересах должника, кредиторов и Общества.
Указанные действия конкурсного управляющего квалифицированы в качестве нарушающих требования статьи 133, пункта 2 статьи 143 и пункта 6 статьи 24 Закона о банкротстве.
На основании указанного протокола Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Ноябрьскнефтегаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций привлекли арбитражного управляющего к административной ответственности, установив в его действиях состав вменяемого ему административного правонарушения.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты не подлежат отмене исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам открыть в ходе конкурсного производства такой счет.
Согласно пункту 2 статьи 133 Закона о банкротстве на основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 названного Закона, то есть с соблюдением очередности.
Из приведенных норм следует, что все денежные операции в период конкурсного производства должны осуществляться только через расчетный счет должника.
Судом установлено, и подтверждено материалами дела, что, минуя расчетный счет должника, были произведены: выплаты вознаграждения привлеченным лицам (платежные ведомости от 09.09.2009 N 43, от 03.11.209 N 47, от 26.11.2009 N 48, расходный кассовый ордер от 16.10.2009 N 98).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что действия арбитражного управляющего, осуществлявшего денежные расчеты через кассу предприятия, являются неправомерными и противоречат требованиям Закона о банкротстве.
Данное нарушение самостоятельно образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Также судом апелляционной инстанции обоснованно было указано, что согласно статье 133 Закона N 127-ФЗ не исключает возможность использования кассы должника в соответствии с нормами бухгалтерского учета, а лишь устанавливает обязанность конкурсного управляющего зачислять все поступающие в ходе конкурсного производства денежные средства на расчетный счет должника для обеспечения контроля кредиторами процедуры ведения конкурсного производства.
Однако расчеты с кредиторами в любом случае должны проводиться с соблюдением очередности, установленной статьей 134 Закона о банкротстве. В пункте 1 данной статьи приведен перечень текущих обязательств, подлежащих удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы, последовательность же удовлетворения таких обязательств, согласно пункту 3 упомянутой статьи, установлена статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Противоправность произведенных конкурсным управляющим выплат усугубляется еще и тем, что в нарушение требований статьи 143 Закона о банкротстве, данные о количестве работников должника, продолжающих осуществлять свою деятельность в ходе конкурсного производства, не были отражены в отчетах конкурсного управляющего, представляемых собранию кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
В силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве Правительство Российской Федерации утверждает, в том числе, общие правила подготовки отчетов арбитражного управляющего.
В соответствии с пунктом 2 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, арбитражный управляющий, при проведении в отношении должника конкурсного производства, составляет отчеты о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" утверждена Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
В соответствии с Типовой формой в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства в разделе "Сведения о работниках должника" указываются соответствующие сведения о работниках должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о работниках, уволенных (сокращенных) в ходе конкурсного производства.
В ходе проверки административным органом установлено, что в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности от 11.12.2009, 08.02.2010 отсутствуют сведения о привлеченных лицах, а именно, что Т. Ю.П. привлечен в качестве электрика, согласно договору подряда от 23.06.2009 и Ц. Е.Ф. в качестве слесаря-сантехника, согласно договору подряда от 01.01.2009.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего выполнения им обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в действиях арбитражного управляющего по осуществлению расчетов с работниками предприятия за счет средств, не зачисленных на расчетный счет, и несоблюдению обязанностей по достоверному представлению в отчетах сведений о привлеченных лицах имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Переоценка данных фактических обстоятельств в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.05.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 08.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2258/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
В силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве Правительство Российской Федерации утверждает, в том числе, общие правила подготовки отчетов арбитражного управляющего.
В соответствии с пунктом 2 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, арбитражный управляющий, при проведении в отношении должника конкурсного производства, составляет отчеты о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" утверждена Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
...
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего выполнения им обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в действиях арбитражного управляющего по осуществлению расчетов с работниками предприятия за счет средств, не зачисленных на расчетный счет, и несоблюдению обязанностей по достоверному представлению в отчетах сведений о привлеченных лицах имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2011 г. по делу N А81-2258/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании