Ямало-Ненецкий окружной союз потребительских обществ (далее - Ямалпотребсоюз) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования города Лабытнанги (далее - администрация МО города Лабытнанги) в продаже земельного участка с кадастровым номером 89:09:020102:11, изложенном в письме от 01.04.2010 N 1848-ИС, и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.
Заявление мотивировано нарушением прав, предусмотренных статьями 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.07.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Ямалпотребсоюз подал кассационную жалобу, в которой просит отменить решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
Заявитель полагает, что ответчик не представил доказательств опубликования Генерального плана застройки города Лабытнанги от 28.11.2008 в нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации
Отзыв на кассационную жалобу заинтересованным лицом не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, Ямалпотребсоюз является собственником объекта недвижимости - здания (магазина) общей площадью 106,2 кв. м, расположенного по адресу: город Лабытнанги, улица Первомайская, 25/а.
Указанное здание расположено на земельном участке площадью 907 кв. м с кадастровым номером 89:09:020102:11, предоставленном Ямалпотребсоюзу на основании договора аренды от 31.10.2000 сроком на десять лет для размещения магазина.
Из схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 89:09:020102:11, утверждённой постановлением администрации МО города Лабытнанги от 07.05.2009 N 275, а также из схемы линейной части проектной документации строительства объекта "Реконструкция магистральных улиц общегородского значения в городе Лабытнанги. Улица Первомайская" следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, то есть в границах линий, которые обозначают границы территории общего пользования.
16.03.2010 Ямалпотребсоюз обратился в администрацию МО города Лабытнанги с заявлением о продаже земельного участка площадью 907 кв. м с кадастровым номером 89:09:020102:11.
Письмом от 01.04.2010 N 1848-ИС администрация МО города Лабытнанги отказала Ямалпотребсоюзу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату на основании того, что земельный участок находится в границах красных линий.
Ямалпотребсоюз, полагая, что отказ администрации МО города Лабытнанги не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций указали, что отказ администрация МО города Лабытнанги в предоставлении в собственность спорного земельного участка соответствует требованиям пункта 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов по следующим основаниям.
В соответствии с нормами статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Решением Городской Думы МО города Лабытнанги от 26.01.2007 N 213 "Об утверждении генерального плана городского округа Лабытнанги" утверждены границы красных линий. Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Лабытнанги, утверждёнными решением Городской Думы города Лабытнанги от 28.11.2008 N 557 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Лабытнанги" запрещается размещение объектов капитального строительства в границах красных линий, кроме объектов, указанных в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В связи с тем, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий и находящийся на нём магазин не относится к объектам, указанным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказ в приватизации земельного участка соответствует закону.
Выводы арбитражных судов также соответствуют правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица.
С учётом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.07.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по делу N А81-2101/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В связи с тем, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий и находящийся на нём магазин не относится к объектам, указанным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказ в приватизации земельного участка соответствует закону.
Выводы арбитражных судов также соответствуют правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица.
С учётом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 февраля 2011 г. по делу N А81-2101/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании